Существует множество различных подходов к определению авторского права. Так, в объективном смысле авторское право – это институт гражданского права, который регулирует правоотношения в сфере создания, изменения, использования и сохранения научных, литературных, музыкальных, изобразительных и других произведений, являющихся результатом интеллектуальной, творческой деятельности человека (автора). Авторское право как наука прошло долгий и сложный путь на этапах своего становления и развития. Первым примером защиты авторского права стало принятие 10 апреля 1710 года в Великобритании закона под названием «Статут королевы Анны», который закреплял права на книги, чертежи и карты за их создателями в течении 14 лет.
Со временем срок защиты авторского права увеличивался. На данный момент, согласно п. 1 ст. 1281 ГК РФ, «исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора». В России, помимо Гражданского кодекса РФ, авторское право регулируется целым рядом нормативных правовых актов. В первую очередь, источником норма авторского права является основной закон нашего государства – Конституция РФ. В ч. 1 ст. 44 закреплено, что каждому в Российской Федерации гарантируется свобода в творческой деятельности и преподавании, а интеллектуальная собственность охраняется законом. Также в 70 главе ГК РФ достаточно подробно раскрывается понятие авторского права и все вытекающие из этого определения позиции.
Еще одним не менее важным источником являются международные всемирные конвенции, такие как Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. и Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.), а также Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.), Соглашении о сотрудничестве в области охраны смежных и авторских прав стран СНГ, которое было подписано и принято в сентябре 1993 года, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г.), Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.) и многие другие [1, с. 42]. Интернет – это глобальная запутанная сеть, которая помогает людям искать нужную им информацию, общаться друг с другом, заниматься самообразованием и т. д.
Но, к сожалению, из-за такого большого объема возможностей и низкого уровня правового регулирования интернет зачастую становится полем нарушения различных прав, в числе которых авторские и смежные права. На практике, возможен целый ряд ситуаций, связанных с особенностями защиты авторских прав в сети «Интернет»: 1) нарушитель известен и находится в стране, где проживает автор произведения, права которого нарушены. Это наиболее благоприятная ситуация для автора, так как он имеет потенциальную возможность предъявить иск к нарушителю авторского права; 2) нарушитель известен, и он проживает в другой стране, которая может относиться враждебно к государству, где проживает автор, чьи права нарушены. В данном случае ситуация более сложная, но тем не менее, согласно ст. 29 ГПК РФ,
автор, зная потенциального нарушителя, может обратиться в суд с иском о защите авторских прав по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации; 3) нарушитель неизвестен. Это самая неблагоприятная ситуация для автора, так как фактически лишает его возможности обратиться в суд с иском о защите авторских прав [2, с. 117]. Насколько же важно защищать авторское право в целом и в сети «Интернет» в частности?
Создавая свои произведения, писатели, поэты, композиторы, хореографы вкладывают в них частичку себя, у каждого из них существует свой неповторимый стиль. Задача механизма охраны авторского права заключается как раз в том, чтобы, во-первых, определить действительно ли в отдельном конкретном случае присутствует факт нарушения, а во-вторых, восстановить справедливость по отношению к автору и наказать нарушителя, чтобы впредь он не совершал подобных поступков. К сожалению, сегодня как в России, так и за рубежом защита оригинального контента в сети «интернет» остается недостаточной.
Примером может служить постоянно увеличивающееся число исков от создателей видео материалов, литературных произведений и игровых дизайнеров о плагиате их трудов. Так, крупная американская игровая компания Riot Games подала иск о нарушении авторских прав на дизайн игры League of Legends в отношении игровой компании Moontoon Technologies, выпустившей мобильную игру Mobil Legends: Bang Bang. В качестве доказательств были приведены скопированные части игрового контента ответчика, которые, действительно, фактически в точности повторяют игровой контент истца.
Данный случай плагиата нанес значительный ущерб Riot Games, т.к. они планировали выход мобильной версии своей игры, что в настоящее время, в связи с действиями Moontoon Technologies, не представляется возможным. Проблема низкой степени защиты контента от плагиата в интернете сегодня преимущественно решается авторами самостоятельно. Существует ряд практических способов, которые помогут обнаружить факт плагиата. Первый способ актуален для текста и заключается в проверке его через сервисы антиплагиата, которые указывают источники, на которых содержится похожая или идентичная информация. Второй способ подходит для фото и иных графических изображений и реализуется через поисковые сервисы Google или Яндекс. Для проверки необходимо загрузить изображение в поисковую систему, которая найдет идентичные или минимально переработанные изображения на других ресурсах.
Третьим способом является проверка входящего трафика с внешних сайтов, что поможет определить количество переходов на конкретно взятый сайт со сторонних ресурсов. Защита информации, как и поиск фактов плагиата, так же может реализовываться пользователями самостоятельно. Одним из самых распространенных способов является программный. Он позволяет с помощью специальных программ закрыть доступ к копированию текста или изображений с сайта, однако этот способ не решает проблему рерайта (т.е. переписывания вручную). Второй способ заключается в том, чтобы программным образом при заимствовании текста или изображения, ниже автоматически отображалась ссылка на первоисточник, на которую плагиаторы зачастую не обращают внимания.
Третий способ состоит в подтверждении авторства через специальные сервисы. Так, если загрузить контент в сервис Яндекс.Вебмастер, прежде, чем поместить его на сайт, то при появлении спорных ситуаций украденный контент будет быстро определен и удален. Основным и самым простым способом защиты стоит считать обращение в компании, деятельность которых направлена на постоянную проверку различных сервисов и удаления плагиата контента заказчика. Таким образом, можно сделать вывод о том, что защита оригинального контента в сети «Интернет» является одной из приоритетных задач в сфере авторского права. На данный момент, как в нашей стране, так и в ряде других государств она не реализуется на должном уровне. Этот факт свидетельствует о необходимости модернизации законодательства в данной области.
Список использованных источников: 1. Новоселова Л. А. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. 233 с. 2. Осипов М. Ю. Защита авторских прав в сети «Интернет»: основные особенности и проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12 (97). С. 116-122.
В.В. Поспелова, А.А. Хроколова