Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется Конституцией Российской Федерации. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность образования является важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних и молодежи, профилактики безнадзорности и правонарушений .
Одна из наиболее актуальных в образовательной сфере проблем является проблема общедоступности образования. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов – право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определила и систему гарантирования этого права, предполагающую, что государство и муниципальные образования – исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства – обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть1 . В связи с этим прокурорам в ходе прокурорских проверок исполнения законодательства об образовании необходимо устанавливать, обеспечена ли органами государственной власти, местного самоуправления, образовательными организациями общедоступность образования. В этих целях прокуроры выясняют: 1. Достаточна ли существующая сеть дошкольных образовательных учреждений и в каком объеме она обеспечивает потребности населения.
Во многих регионах прокуроры принимали меры, направленные на понуждение органов государственной власти и местного самоуправления к решению вопросов по увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях и самих организаций. 2. Принимались ли органами государственной власти и местного самоуправления незаконные решения о сокращении количества образовательных организаций. Например, приказом председателя комитета по образованию г. Барнаула был утвержден План мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599, согласно которому было запланировано мероприятие по переоборудованию 150 групп для детей раннего возраста в группы для детей старше трех лет, срок исполнения указанного мероприятия, эффект мероприятия – 3750 мест, и сокращение групп для детей с туберкулезной интоксикацией, эффект мероприятия – 250 мест. При этом не было учтено, что каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67 Закона «Об образовании в Российской Федерации»). Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права. Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», явившегося основанием для принятия оспариваемого заявителем приказа, следует, что его положения направлены на обеспечение общедоступности дошкольного образования, которое рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации; перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача достижения к 2016 г. 100%
доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Однако это не предполагало, что решение поставленной задачи может осуществляться путем ущемления права на дошкольное образование детей младше трех лет, что и было установлено правовым актом отраслевого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Достижение поставленных целей не может осуществляться посредством принятия нормативных правовых актов, снижающих уровень правовых гарантий, предусмотренных федеральным законодательством об образовании1 . 3. Решались ли органами государственной власти и местного самоуправления вопросы по увеличению количества мест в дошкольных и школьных образовательных организациях и самих организаций.
4. Соблюдается ли принцип территориальной доступности при предоставлении мест в образовательных учреждениях потребностям населения.
5. Допускается ли превышение предельной наполняемости групп в дошкольных образовательных организациях. Прокурорскими проверками устанавливались случаи несоблюдения предельной наполняемости групп в дошкольных образовательных организациях. 6. Используются ли помещения детских садов не по назначению при нехватке в них мест. При выявлении таких фактов прокурорами принимаются меры к возврату перепрофилированных зданий таких учреждений. Так, прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области установлено, что в образовательное учреждение «Чапурниковская начальная общеобразовательная школа» согласно
Уставу рассчитано на 4 дошкольные группы наполняемостью 75 детей дошкольного возраста. Однако они не функционируют. Согласно информации администрации района, дошкольная группа в школе закрыта в связи с низкой наполняемостью и неплатежеспособностью населения. Пустующие помещения по распоряжению главы Кировского сельского поселения были использованы для размещения клуба и библиотеки, так как Чапурниковский сельский клуб, в котором располагалась в том числе библиотека, пришел в негодность. При этом установлено, что согласно списку очередников на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении состоит 36 человек. Несмотря на неоднократные представления прокуратуры об устранении выявленных в результате проверки нарушений действующего законодательства по нецелевому использованию помещения, до настоящего времени нарушения устранены не были.
С учетом этого предъявлены требования прокурора о возложении на администрацию сельского поселения Светлоярского муниципального района обязанности высвободить занимаемые МКУ «Социально-культурный, досуговый центр семьи и молодежи «Мечта» Кировского сельского поселения». На администрацию Светлоярского муниципального района как на лицо, владеющее указанным помещением на праве оперативного управления, возложена обязанность привести высвобожденные помещения в соответствие с требованиями санитарноэпидемиологических правил и нормативов1 . В том же субъекте помещения МКДОУ «Кировский детский сад «Колокольчик»» общей площадью 276,2 кв. м использовались Кировской амбулаторией Светлоярская ЦРБ, несмотря на то, что очередь в указанный детский сад составляла 26 детей. Прокуратурой района в суд предъявлено исковое заявление об обязании больницы освободить занимаемые помещения и обязании администрации района привести освобожденные помещения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил. Иск удовлетворен, помещения освобождены.
7. Своевременно ли вводятся в эксплуатацию новые образовательные организации (осуществляется ли контроль за соблюдением графика строительства объектов, не допускаются ли факты сдачи их в эксплуатацию с существенными недостатками и бездействия при этом должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления). Проверкой реализации органами местного самоуправления полномочий по развитию системы дошкольного образования и сокращению очередности приема детей в дошкольные образовательные организации устанавливались факты значительного отставания от графика строительства ряда объектов, сдачи их в эксплуатацию с существенными недостатками, непринятия должностными лицами мер, направленных на недопущение таких нарушений. Прокурорами принимаются различные меры для обеспечения законности на данном направлении, в том числе являющиеся наиболее эффективными, гражданско-правовые средства. При предъявлении исковых заявлений необходимо определять сроки исполнения требований.
Например, по иску прокурора решением Ленинского районного суда г. Смоленска признано незаконным бездействие администрации г. Смоленска в части организации дошкольного образования на территории г. Смоленска, на администрацию г. Смоленска возложена обязанность обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Смоленска (организовать дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях) в срок до 1 сентября 2015 г. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда решение Ленинского районного суда г. Смоленска отменено в части признания незаконным бездействия администрации г. Смоленска по организации дошкольного образования на территории г. Смоленска, в этой части прокурору отказано в удовлетворении требований.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Верховный Суд РФ указал что разрешая заявленные требования, суды первой и второй инстанций правильно применили положения п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Однако суд первой инстанции, признавая незаконным бездействие администрации г. Смоленска по организации дошкольного образования на территории города, обязал администрацию г. Смоленска организовать дополнительные места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях до 1 сентября 2015 г., исходя исключительно из факта необеспечения 4514 несовершеннолетних местами в дошкольном образовательном учреждении и укомплектования названных учреждений с превышением установленных нормативов. При этом суд одновременно констатировал уменьшение количества детей, состоящих на очереди получения места в дошкольном образовательном учреждении (по состоянию на 1 мая 2014 г. – 5369 детей, на 11 августа этого же года – 2414 детей).
Вопрос о том, какое время необходимо для создания дополнительных мест, суд первой инстанции не выяснял, не проверил возражения администрации г. Смоленска о невозможности по техническим причинам за период менее чем за один финансовый год решить вопрос о предоставлении дошкольного образования всем детям, состоящим на учете для зачисления в муниципальное дошкольное учреждение. Неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, повлекло нарушение одного из обязательных принципов судопроизводства – исполнимость судебного постановления1 . Представляется, что проведение проверок с учетом предлагаемых вопросов позволит обеспечить права граждан на общедоступность образования.
Э.Р. Исламова