website templates free download


Врачи за работой

В статье рассматриваются актуальные проблемы, касающиеся организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения. Предложены возможные пути дальнейшего развития и совершенствования прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: социальные права, здравоохранение, прокурорских надзор, охрана здоровья, медицинская помощь. Обеспечение соблюдения права граждан на охрану здоровья, гарантированное Конституцией Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений государственной политики, о чем Президент Российской Федерации, неоднократно отмечал в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию России. Несмотря на это, количество правонарушений в сфере здравоохранения с каждым годом увеличивается.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2018 год органами прокуратуры в сфере исполнения законодательства о здравоохранении выявлено около 67 тыс. нарушений3 , а за 2019 год прокурорами выявлено уже больше 77 тыс. нарушений законов, Стоит отметить, что нарушения в сфере здравоохранения разнообразны и охватывают огромный массив законодательных актов.

Например, к ним относятся нарушения прав граждан на доступность медицинской помощи. Так, прокуратурой г. Хабаровска в 2019 году были установлены факты незаконного отказа КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 2», участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, в госпитализации пациентов на основании отсутствия полиса медицинского страхования. В связи с чем пациенты были вынуждены обратиться на платной основе в другие лечебные учреждения. Также острой проблемой в сфере здравоохранения является нарушение прав граждан на льготное обеспечение лекарственными средствами. Например, в Томской области за 2019 год лишь после прокурорского вмешательства приняты меры к обеспечению препаратами по льготным рецептам 1,5 тыс. граждан.

Кроме того, стабильно сотрудниками выявляются нарушения бюджетного законодательства в сфере финансирования различных направлений деятельности в сфере здравоохранения, так, например, Генеральной прокуратурой Российской Федерации по итогам 2019 года было отмечено, что в ряде регионов допускалось нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств, что приводило, в том числе, к хищению денежных средств. Наличие такого огромного количества разноплановых и системных нарушений требует серьезного и продуманного подхода к осуществлению надзорных полномочий со стороны органов прокуратуры.

Несмотря на внушительное количество выносимых ежегодно мер прокурорского реагирования состояние законности в рассматриваемой сфере не улучшается, что обуславливается, в том числе, некоторыми ошибками и просчетами в организации и осуществлении прокурорского надзора в сфере здравоохранения. Одной из проблем организации надзора в рассматриваемой сфере может быть отсутствие достаточных накопительных материалов по соответствующему направлению надзорной деятельности. Так, при ненадлежащей организации информационно-аналитической деятельности в прокуратуре будут отсутствовать аналитические материалы в сфере надзора за соблюдением законодательства о здравоохранении, которые могли бы быть использованы для надлежащего планирования и системной организации надзорной деятельности, в частности, например, список лечебных учреждений может отсутствовать или вовсе будет не актуальным.

Актуальную проблему составляют и вопросы своевременности вынесения мер прокурорского реагирования в случае выявления нарушений прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Например, без реакции прокуроров иногда остаются факты несвоевременного и не в полном объеме предоставленного обеспечения пациентам лекарственных препаратов, т.е. имеют место ситуации, когда в медицинских организациях льготные лекарства не предоставлялись в течение длительного срока, однако соответствующие проверки не проводились и акты прокурорского реагирования были запоздалыми. Кроме того, при осуществлении прокурорского надзора в сфере здравоохранения важно обращать внимание на качество составления мер прокурорского реагирования. В частности, с целью увеличения эффективности работы, стоит не допускать шаблонности актов прокурорского реагирования, а также вынесения необоснованных мер прокурорского реагирования.

Особо следует обращать внимание прокурорских работников к применению такой меры прокурорского реагирования как предостережение. Анализ практики объявления прокурорами предостережений говорит о том, что иногда их направляют по фактам уже выявленных нарушений законодательства об охране здоровья.

В этой связи, стоит согласиться с позицией А. Н. Кривоносова, который считает, что подобная практика является неправильной и подлежит корректировке, поскольку превентивная цель данной меры не достигается, отчего ценность ее крайне невелика11 . Особую категорию нарушений в сфере здравоохранения, которые должны находиться на особом контроле, составляют нарушения бюджетного законодательства, к таковым относятся, например, хищения и нецелевое расходование денежных средств, предназначенных для реализации национальных проектов. Анализ выявленного количества нарушений исполнения законодательства при реализации национальных проектов показал, что наибольшему риску хищения бюджетных средств подвержены мероприятия, предусмотренные нацпроектами «Здравоохранение».

В приказе Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» от 14 марта 2019 года №192 обращено особое внимание на необходимость постоянного и эффективного надзора за исполнением законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций при реализации национальных проектов. Согласно этому приказу Генерального прокурора РФ органы прокуратуры устанавливают возможные схемы хищений денежных средств, предназначенных для реализации национальных проектов, наличие среди исполнителей государственных и муниципальных контрактов и их контрагентов фирм-однодневок и фирм-посредников, аффилированных с заказчиками юридических и физических лиц. По состоянию на июль 2020 года прокуроры выявили более 22 тысяч нарушений законов в рассматриваемой сфере, с целью их устранения внесено свыше 17 тысяч актов реагирования.

Таким образом, анализ прокурорской практики свидетельствует о необходимости системного подхода к организации и осуществлению прокурорского надзора в сфере здравоохранения, недопустимости формального подхода к проведению надзорных мероприятий, а также о потребности в повышенном внимании к качеству мер прокурорского реагирования. В этой связи, прокуратурам необходимо, в первую очередь, систематически анализировать состояние законности в сфере здравоохранения путем проведения мониторинга средств массовой информации, анализа уголовных и гражданских дел, встреч с медицинским сообществом, непосредственного опроса пациентов в ходе проверок лечебных учреждений.

Вместе с тем с целью совершенствования организации прокурорского надзора в сфере охраны здоровья следует регулярно обобщать правоприменительную практики в регионах и проводить заседания коллегий прокуратур субъектов по вопросам, касающимся данной сферы. Улучшению прокурорского надзора в сфере здравоохранения также будет способствовать разработка и направление единого для органов прокуратуры организационнораспорядительного документа, определяющего основные направления надзорной деятельности в сфере охраны здоровья, а также разработка в каждом регионе информационно-методических материалов, в том числе, с учетом положительного опыта работы. Кроме этого, важно в каждой прокуратуре наладить взаимодействие с контролирующими органами и по возможности чаще привлекать специалистов в области медицины к проведению проверок.

Стоит отметить, что в этой связи на практике существует ряд проблем, создающих препятствие к привлечению специалистов, среди которых можно назвать нехватку сотрудников территориальных органов Росздравнадзора, а также недостаточную подготовленность специалистов в узких направлениях медицинской деятельности. Одним из возможных выходов из сложившийся ситуации исследователи видят в организации взаимодействия прокуроров с саморегулируемыми организациями, действующими в области охраны здоровья населения, с чем, на наш взгляд, стоит согласиться.

В. А. Адяева


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.