website templates free download


Аннотация. Борьба с коррупцией в Российской Федерации является одной из главных задач, стоящих перед правоохранительными органами. Успешное расследование значительного количества преступлений во многом зависит от организации взаимодействия органов следствия с иными органами государственной власти. Данная статья раскрывает основные формы взаимодействия следователей и оперуполномоченных при расследовании преступлений коррупционной направленности, специфику и возможные проблемы осуществления такого взаимодействия, возникающие при расследовании преступлений данной направленности. Ключевые слова: Коррупция, борьба с коррупцией, следователь, оперуполномоченный, взаимодействие. В настоящее время тема борьбы с коррупцией в Российской Федерации является одной из главных задач, стоящих перед органами государственной власти, а также обществом.

Юрист на рабочем месте

Таким образом не последнюю роль в борьбе с проявлениями коррупции играет взаимодействие государственных правоохранительных органов между собой, в том числе в ходе расследования уголовных дел данной направленности1 . Согласно мнению Белкина Р.С. взаимодействие является одной из форм организации расследования преступлений, заключающейся в основанном на законе сотрудничестве следователя с органом дознания, согласованном по целям, месту и времени, осуществляемом в пределах их компетенции в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, всестороннего и объективного расследования уголовного дела и розыска скрывшихся преступников, похищенных ценностей и иных объектов, существенных для дела2 . Считаем, что с мнением Р.С. Белкина нельзя не согласиться, поскольку раскрытие преступлений является основной задачей как следователей Следственного комитета Российской Федерации, так и одним из основных направлений деятельности органов полиции. То есть раскрытие и расследование преступлений являются приоритетными задачами указанных правоохранительных органов и зачастую предполагает необходимость их взаимодействия и сотрудничества для достижения общей цели. При этом раскрытие и расследование преступлений представляется более продуктивным при наличии согласованности, скоординированности действий следователей с сотрудниками органов полиции, в том числе с оперуполномоченными.

Взаимодействие предполагает под собой совместное выполнение как оперативно-розыскных мероприятий, так и следственных действий1 . В настоящее время в науке выделяется два вида взаимодействия: процессуальное и внепроцессуальное. Первое основывается на положениях уголовнопроцессуального кодекса, в соответствии с которыми следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий2 , а также на положениях Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»3 . Второе подразумевает совместные консультации по вопросам использования результатов оперативнорозыскной деятельности, обсуждение и планирование следственных версий и действий. При этом обсуждение и планирование следственных действий позволит предотвратить возможность распространения сведений об организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий, а также использовать данные результаты с гораздо большей эффективностью, в том числе, для последующего доказывания по конкретным к уголовным делам. Вышеуказанное подтверждается положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которыми при проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченные лица вправе в пределах своей компетенции проверять информацию о признаках подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях, связанных, в том числе, с проявлениями коррупции и преступлениями коррупционной направленности4 . Достаточно больше количество уголовных дел коррупционной направленности возбуждается на основании данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий.

При этом, при возбуждении уголовного дела коррупционной направленности следователь может не обладать исчерпывающей информацией, например, о специфике деятельности конкретных лиц или сообществ, что может повлиять на успешность раскрытия того или иного преступления. Для наиболее успешного расследования преступлений коррупционной направленности необходимым является правильное и своевременное проведение доследственной проверки, поскольку получение доказательств о совершении конкретным лицом преступления, полное выявление обстоятельств еще на этапе доследственной проверки уменьшает возможность совершения в дальнейшем следственных ошибок, а также создает более надежную основу для уголовного преследования преступника. Кроме того, при расследовании преступлений данной категории представляется целесообразным разработка плана предварительного следствия, а также тщательная подготовка к каждому следственному действию. К моменту направления уголовного дела в суд следователь должен иметь неоспоримые доказательства виновности лица, которые, в том числе, могут включать в себя результаты оперативно-розыскной деятельности, записи разговоров и т.п., в связи с чем оперативные работники, осуществляющие сопровождение по таким делам, должны иметь соответствующий опыт раскрытия и расследовании данной категории дел, или специализироваться на них. При этом следователь также должен максимально эффективно использовать полученную информацию, сообщать оперуполномоченному о полученных в ходе производства следственных действий информацию и определять дальнейшие направления работы. Данный факт обусловливает важность организационных вопросов взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Процесс взаимодействия следователя и оперуполномоченного при расследовании уголовных дел, в том числе по делам коррупционной направленности, включает в себя сбор и обмен информацией, а также дальнейшую работу с данной информацией.

То есть такое взаимодействие предполагает совместную деятельность, которая не сводится к даче следователем письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Данный подход к взаимодействию представляется наиболее эффективным при расследовании дел данной категории, а также позволяет преодолевать противодействие, оказываемое в ходе расследования. Кроме того, данный подход отражает принципы взаимодействия, а именно: законность, процессуальная самостоятельность, непрерывность, комплексное использование сил и средств, планирование, прокурорский надзор, конфиденциальность1 . Немаловажную роль занимает вопрос, касающийся порядка представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Результаты оперативнорозыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ и использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, в связи с чем должны отвечать требованиям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством и содержать сведения, необходимые для установления обстоятельств, относящихся к предмету доказывания.

Однако в виду того, что существуют различия в оценке результатов оперативной деятельности, уголовно-процессуальная оценка качества и готовности представляемых материалов следователем, который несет ответственность за полноту, законность, обоснованность принимаемого процессуального решения, в действительности может не совпадать с оценкой тех же данных оперативным подразделением, с точки зрения которого для возбуждения уголовного дела может быть достаточно факта получения данных о совершении коррупционного преступления, установления лица, его совершившего. Кроме того, считаем необходимым осуществление следователем проверки результатов оперативнорозыскной деятельности требованиям, предъявляемым законодательством. При этом, необходимо отметить, что оценка законности и обоснованности результатов оперативно-розыскной деятельности производится также и судом в ходе рассмотрения уголовного дела. Так, например, при рассмотрении уголовного дела по обвинению Б. в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 291; ч. 3 ст. 30 ст. 159 УК РФ, суд указал, что оперативнорозыскные мероприятия проведены в соответствии с требованиями Конституции РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». Их результаты представлены следователю в соответствии с постановлениями о рассекречивании и предоставлении, в связи с чем, законность проведения и представления результатов ОРД, у суда сомнений не вызывает1 .

Одной из проблем расследования преступлений коррупционной направленности является сложность получения следователем полной и объективной информации об имуществе публичного должностного лица, членов его семей. Помимо нормативных ограничений, расследования зачастую носят длительный характер в связи с размещением такими лицами активов, вероятно приобретенных в результате коррупционных деяний, заграницей, что делает получение информации о размещенных за границей активах и имуществе трудно осуществимым2 . Необходимо отметить, что задача эффективного расследования и раскрытия преступлений коррупционного характера усложняется тем, что достаточно большое количество преступлений совершаются в соучастии, организованными группами, преступления носят скрытый характер и могут состоять из нескольких продуманных эпизодов, при этом они зачастую имеют значительные временные интервалы. Таким образом, согласованное и спланированное взаимодействие следователя и оперуполномоченного является определяющим фактором для успешного раскрытия при раскрытии преступлений коррупционной направленности.

А.В. Кандаурова


Метки:


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.