website templates free download


Юрист на рабочем месте

В статье рассматриваются проблемы внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими. Автор на основе анализа практики Конституционного Суда Российской Федерации, а также судов общей юрисдикции выявляет указанные проблемы и предлагает возможные пути их решения. Ключевые слова: социальное государство, жилище, договор социального найма жилого помещения, внеочередное предоставление жилого помещения. Неотъемлемой частью достойного уровня жизни человека и его семьи является жилище.

Значительная часть населения всегда страдала от недостатка данного блага. Так, число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целом по России за 2019 г. составляет 2 266 854, что является весьма существенным показателем1 . Кроме того, за период 2015-2019 г.г. число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, ежегодно уменьшается в среднем на 4,6%2 . В этой связи одним из важнейших проявлений социальной роли государства признается закрепленная в ст. 40 Конституции Российской Федерации обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права на жилище, при этом малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов3 . Предоставление жилого помещения малоимущим и нуждающимся гражданам производится по договорам социального найма.

Общие условия заключения договоров социального найма и его исполнения закреплены в жилищном законодательстве, а именно в разделе III Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)4 . Предоставление жилых помещений по договорам социального найма по общему правилу осуществляется в порядке очередности. Вместе с тем, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

В научной литературе высказывается позиция, согласно которой при применении названного правила возможны два варианта 5 . Для принятия решения о необходимости внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма достаточно установления факта непригодности помещения для проживания.

Например, при выявлении вредного воздействия факторов окружающей среды, представляющих особую опасность для здоровья или для жизни. В таких случаях неуместно рассматривать вопрос о ремонте или реконструкции жилого помещения. Проживающим в таком жилом помещении лицам должно предоставляться другое жилое помещение немедленно. Так же следует обеспечивать жилыми помещениями граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия разрушено. Однако в случае, когда жилое помещение признано непригодным для проживания, но его приведение в соответствие с установленными законом требованиями возможно, предоставление другого жилья вне очереди не производится6

Особо стоит обратить внимание на тот факт, что действующее законодательство не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся или пользовались жилыми помещениями на иных отличных от социального найма основаниях. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 №376- О-П указал, что «федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения»7 .

Вместе с тем, к сожалению, в правоприменительной практике имеются случаи, когда суды фактически игнорируют однозначную позицию Конституционного Суда Российской Федерации. Так, Центральный районный суд г. Красноярска в своем решении от 23.07.2020 по делу №2-4689/2020 отказал Панченко Н. А. во внеочередном предоставлении жилья, несмотря на то, что жилое помещение, в котором она проживала совместно с детьми, признано непригодным для проживания, а они состояли на учете в качестве малоимущих и нуждающихся. В обоснование своего решения суд указал, что Павченко Н. А. являлась членом семьи собственника, следовательно, права на внеочередное предоставление жилья она не имеет.

Вместе с тем, в решении не изложены объективные доказательства того, что истец проживала совместно с собственником, а, напротив, следует, что пользование жилым помещением осуществлялось на ином основании8 . На наш взгляд, указанное решение показывает имеющуюся проблему в определении круга лиц, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения. По смыслу вышеприведенной позиции Конституционного Суда РФ определяющее значение имеют факт постановки граждан на учет в качестве малоимущих, факт нуждаемости, а также факт того, что жилое помещение, занимаемое такими лицами на законных основаниях, является непригодным. При этом должно быть не важно, какое из законных оснований проживания в таком жилом помещении имело место быть. Представляется необходимым разъяснение данных положений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»9 .

Другая проблема при применении норм о внеочередном предоставлении жилья – это срок такого предоставления. Логика закона говорит о том, что указанные решения должны исполняться немедленно или в кратчайшие сроки. На практике же данные решения исполняются очень медленно из-за фактического отсутствия свободных жилых помещений в населенном пункте, где проживает гражданин. Особенно остро указанная проблема стоит в сельских поселениях. Так, например, Муйским районным судом Республики Бурятия 24.04.2014 рассматривалось дело № 2-109/2014, в котором истец просил внеочередное предоставление жилья по договору социального найма взамен квартиры, которая сгорела еще 09.11.2008.

Суд по итогам рассмотрения дела обязал муниципальное образование предоставить жилое помещение в соответствующем населенном пункте – поселке Таксимо, однако, исполнено ли данное решение, большой вопрос10 . На наш взгляд, в качестве одного из вариантов преодоления данной проблемы можно предложить изменение ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, указав, что «жилое помещение должно предоставляться гражданам в границах муниципального образования, в котором они поставлены на учет». Такое положение исключит привязку к конкретным сельским поселениям и предоставит возможность заселиться в границах всего муниципального района. Таким образом, обеспечение жилыми помещениями граждан, признанных малоимущими и нуждающимися, – это одна из первостепенных задач и публичных обязанностей государства. Социальный наем призван решить данную проблему.

При этом особую важность имеют случаи, когда предыдущее жилье гражданина признано непригодным, а проживание в нем невозможным или опасным для жизни или здоровья. Законодателю и высшим судебным инстанциям в этой связи требуется постоянно совершенствовать закон и правоприменительную практику по данному вопросу, поскольку только таким образом возможно построение истинно социального государства.

А. Д. Жамбалова


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

купить в спб террасную доску из дпк

derevu.net

купить платья большого размера оптом

wefamily.online

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.