В статье рассматриваются отдельныевопросы взыскания алиментов в Российской Федерации, результаты деятельности ФССП России, проводится анализ действующего законодательства, регулирующего сферу взыскания алиментов. Автор обращает внимание на законодательные инициативы, направленныена совершенствование механизма взыскания задолженности по алиментным платежам, а также оценивает возможность применения в Российской Федерации правовых механизмов взыскания алиментов, практикуемых в некоторых иностранных государствах Ключевые слова: право на алименты, взыскание алиментов, признание гражданина безвестно отсутствующим, исполнение решений о взыскании алиментов, розыск алиментоплательщика, судебный пристав, исполнительное производство.
В соответствии со статьей 38 Конституции РФ забота о детях –равное право и обязанность родителей. На плечах родителей лежит прямая обязанность по содержанию своих несовершеннолетних детей. В случаях, если родитель уклоняется от выполнения своей обязанности по содержанию ребёнка, содержание взыскивается с родителей в судебном порядке (ст.80 СК РФ1).Закон, напрямую обязывая родителей содержать своих несовершеннолетних детей, предусматривает специальный правовой механизм для взыскания такого содержания. Однако, мало получить судебное решение, для полного удовлетворения и обеспечения прав несовершеннолетнего ребёнка требуется взыскать содержание, что на практике реализуется не в полной мере. Такой вывод мы можем сделать на основании итогового доклада о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2017 году, −на конец 2017 года общая задолженность по алиментным обязательствам составляла 130,7млрдруб., а общее количество исполнительных производств о взыскании алиментов составляло 146,9 тыс. единиц.
Однако, если сравнить общее количество исполнительных производств о взыскании алиментов за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 года мы увидим положительную тенденцию общего снижения количества исполнительных производств по делам о взыскании алиментов. Так, в 2013 году этот показатель составлял 316,7 тыс. ед., в 2014 году 290,5 тыс. ед., в 2015 году 266,8 тыс. ед., в 2016 году этот показатель достиг отметки 205 тыс. ед.2Таким образом, практика и статистика взыскания алиментов в целом носит положительный характер, однако, попрежнему имеется большое количество исполнительных производств, взыскание, по которым ещё не произошло. Все вышеуказанные статистические данные указывают на необходимость усилениямер по взысканию алиментов и повышение их эффективности.В юридической литературе множество учёных уделяют особое внимание вопросу взыскания алиментов, но говорить о том, что проблема взыскания алиментовявляется какойлибо новой темой для обсуждениябыло бы неправильно.
Особую роль в решении данного вопроса играет исполнительное производство. Мы становимся свидетелями достаточно активного изменения российского законодательства об исполнительном производстве, появленияновых гарантий получателям алиментных платежей, например, использования временного ограничения на выезд должника из РФ, института исполнительного розыска, непосредственновоздействующего на должника4.Совершенствование семейного, процессуального законодательства в сфере взыскания алиментов представляет собой еще одну из приоритетных задач,
направленных на повышение эффективности исполнения требований о взыскании алиментов.Как нам видится, основной вектор законотворческой деятельности должен быть направлен на обеспечение своевременного исполнения судебных актов по делам, связанным с взысканием алиментов.В рамках совершенствования семейного законодательства, Государственной Думой РФ был принят ряд законов. В частности, Федеральный закон от 7 марта 2018г. No48ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и федеральный закон об исполнительном производстве», Федеральный закон 28 июля 2018 года No224ФЗ «О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации». Такие изменения, вопервых, будут способствовать обращению взыскателя в суд для признаниядолжника безвестно отсутствующим, что в дальнейшем позволит ему реализовать право несовершеннолетнего ребёнка на пособие по потере кормильца5;а,вовторых, они предоставили возможность должнику снизить размер неустойки, с цельюподдержания баланса прав и законных интересов взыскателя и должника6.
Отсутствие законодательной нормы, позволяющей судам снижать размер неустойки за неуплату алиментов, ранее не раз приводило к назначению неустойки в несколько миллионов рублей, которую должнику практически невозможно было выплатить.В юридической литературе открыто стоит вопрос о разработке правовогомеханизма, который бы позволил государству взять на себя обязанность по уплате алиментов на период розыска должника. Речь идет о так называемом алиментном фонде. Считаем, что, содной стороны, учреждение государственного алиментного фонда позволит реальнообеспечить реализацию социальной функции государства, позволит временно оказать материальную помощь родителю, который безуспешно пытается взыскать средства с другого родителя.
С другой стороны, создание такого фонда означало бы, что дети нерадивых родителей будут содержаться за счёт налогоплательщиков и это неправильно, ведь на родителях лежит прямая обязанность по их содержанию. Кроме того, остается нерешенным вопрос, −каким образом и из каких средств будет формироваться данный алиментный фонд?В рамках совершенствования законодательства, регулирующее порядок взыскания алиментов, логично проанализировать правовые механизмы взыскания алиментов в ряде зарубежных стран, где достигнуты определенные положительные результаты в сфере алиментирования. Анализ зарубежной практики взыскания алиментов, на наш взгляд,позволит определить возможные пути совершенствования законодательства Российской Федерации в данной области. Наибольшая эффективность в сфере взыскания алиментов, по мнению специалистов,отмечается в таких западноевропейских государствах как Англия, Германия, Австрия, Франция, Швейцария. Успешные результаты наблюдаются в Белоруссии, Израиле, США и Канаде. Следует отметить, что в отдельно взятых зарубежных странах достаточно эффективно реализованы способы работы с должниками, что может быть рассмотрено нами как способ совершенствования действующего законодательства.
Например, во Франции, Италии и Австрии одним из условий развода является предоставление судье соглашения об уплате алиментов, кроме этого в Италии в принципе невозможно вступить в последующий брак без предоставления вышеуказанного соглашения. Безусловно, возникает вопрос, а правильно ли устанавливать такую взаимосвязь между родительским и супружескимправоотношениями, очевидно, различнымипо своей природе? Полагаем, что нет.Законодательство Белоруссии наделяет судебных приставов полномочиями понаправлению представления судье о необходимости трудоустройства должника. Кроме того, представление о необходимости трудоустройства должника может содержать требование о направлении должника на иное место работы в случае, если его прежнее рабочее место непозволяет ему надлежащим образом исполнить алиментные обязательства8. Такой правовой механизм способствует формированию у должника определённого стабильного дохода и,тем самым,способствует надлежащему исполнению алиментного обязательства со стороны должника.
На наш взгляд, рецепция данного правового механизма послужила бы превентивной мерой: позволило бы должнику стать платёжеспособным и в дальнейшем избежать уголовной ответственности.Законодательство Англиив рассматриваемой части интереснотем, что имустанавливается альтернативная судебная система выплат алиментов. Так, в Англии было учреждено государственное исполнительное агентство по поддержке детей в семьях после развода (агентство по алиментам, the Child Support Agency) при департаментетруда и пенсионного обеспечения (the Department for Work and Pensions) для исполнения закона об алиментах. Деятельность агентства сводится к назначению (расчёту) величины алиментных выплат, сбор и распределение денежных средств на поддержку детей, розыскунеплательщиков, решению спорных вопросов не договорившихся супругов.
Агентство имеет свои рычаги воздействия на неплательщиков: оно может вычесть из зарплаты напрямую и/или обратиться в суд, чтобы лишить неплательщика водительской лицензии. Преимущество агентства по поддержке детей в семьях после развода заключается в том, что предмет его деятельности строго определён и носит исключительный характер, что, безусловно, позволяет профессиональней осуществлять деятельность по взысканию алиментов. Эти и другие механизмы представляют несомненный интерес для российского законодательства, требуют обсуждения и возможного учета в российском законодательстве.
Таким образом, подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что на сегодня в подразделениях судебных приставов имеется значительное количество находящихся на исполнении исполнительных производств связанных с взысканием алиментов. В то же время наблюдается благоприятная динамика снижения количества таких исполнительных производств. Государство на законодательном уровне предпринимает попытки по совершенствованию исполнительного производства, о чем свидетельствуют изменения, внесенные в СК РФ, ГПК РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"9. Вместе с тем, предпринятых мер, к сожалению, недостаточно и действующее законодательство требует дальнейшего совершенствования.
Т.Э.Гармаев