Одним из важнейших видов налоговой проверки является выездная налоговая проверка. Как известно, данная процедура предусматривает не очень устойчивый характер её восприятия со стороны среднестатистического налогоплательщика. Это не всегда связано с опасениями выявления нарушений и доначисления налогов. Но и тем, что нарушается привычный распорядок организации. Например, при невозможности проведения выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика из-за отсутствия свободного помещения должностные лица налогового органа имеют право осмотреть здание, в котором организация или предприниматель ведет свою деятельность, чтобы удостовериться в отсутствии таковой возможности на месте.
Предметом указанной проверки является правильность исчисления налогов и их своевременная уплата организацией. При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, предмет проверки — это все налоги и сборы. Отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах не могут являться предметом проверки.
Перед началом проверки налоговые органы обязаны предъявить руководителю организации решение о проведении выездной налоговой проверки. Некоторые сложности вносит и правило о том, что налоговые органы не обязаны заранее предупреждать проверяемую организацию о грядущей проверке Взаимодействие с налогоплательщиками в ходе выездной налоговой проверки можно разделить на следующие этапы, включая: знакомство; разъяснение сложившейся ситуации; создание атмосферы психологического доверия, равновесия; сбор общей информации об организации, о руководстве организацией; настрой налогоплательщика на сотрудничество; проведение комплекса мероприятий налогового контроля.
По этому поводу профессор факультета психологии Венского университета Эрих Кирхлер сделал логичный вывод: «Ужесточение налоговых проверок может совершенно не повлиять на законопослушность тех, кто не склонен к сотрудничеству» .
Следовательно, можно сделать вывод, что сотрудникам налоговых органов, прежде чем выходить на выездную налоговую проверку, нужно точно изучить психологию собственника бизнеса, путем: 1. Анализа его поведения в аналогичных ситуациях в предыдущих периодах проверки (если такие проверки были). 2. Изучения отношения налогоплательщика к процессу взимания налогов (были ли нарушения налогового законодательства, случаи сокрытия доходов или уклонения от уплаты налогов). 3. Какие воспитательные мероприятия были проведены с данным налогоплательщиком и какие результаты получены. 4. Анализа возможных путей поведения налогоплательщика в сложившейся ситуации. 5. Создания детальной стратегии проведения проверки, чтобы на начальном этапе не вызвать к себе недоверие и не создать конфликтную ситуацию. Это основные пути решения проблематики социально-правового взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков при осуществлении выездных проверок.
Белобородова Э.