website templates free download


Генная инженерия как явление активно вошло в научную, биологическую и медицинскую деятельность. Статья 2 Федерального закона от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» 1 определяет генную терапию как совокупность генно-инженерных (биотехнологических) и медицинских методов, направленных на внесение изменений в генетический аппарат соматических клеток человека в целях лечения заболеваний. Генно-инженерные исследования, особенно касающиеся генно-модифицированных продуктов питания, вызывают неоднозначную реакцию в обществе в целом и медицинском сообществе в частности.

Хотя нет официально доказанного вреда для здоровья при употреблении генно-модифицрованных продуктов питания, но имеющиеся сомнения, коль скоро речь идет о здоровье человека, дают основания считать эту деятельность объектом государственного контроля в сфере медицинской деятельности.

Помимо федерального законодательства (в широком смысле) действуют и международные акты, среди которых применительно к России можно назвать лишь Конвенцию о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. № 16-ФЗ. Целями Конвенции являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования. В ст. 15 Конвенции указано, что право определять доступ к генетическим ресурсам принадлежит национальным правительствам и регули-

руется национальным законодательством. Иные международные акты, типа так называемого Картахенского протокола к названной Конвенции, и Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины 1996 г. не ратифицированы Россией и могут нами рассматриваться исключительно с точки зрения возможностей продолжения правового регулирования. Государственный контроль и надзор в данной области включает в себя:

1) лицензирование генно-инженерной деятельности III и IV групп риска (III уровень риска соответствует работам, которые представляют умеренную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с микроорганизмами, потенциально способными к передаче инфекции; IV уровень риска соответствует работам, которые представляют опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций; работы, проводимые с микроорганизмами в замкнутых системах в масштабе, превышающем лабораторные исследования, относятся к III или IV уровню риска);

2) государственную регистрацию генномодифицированных организмов (продукции), являющихся лекарствами1 ;

3) контроль за допуском лиц к осуществлению генноинженерной деятельности;

4) контроль за соблюдением фармакопейных статей2 и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности в области генной инженерии.

Уполномоченный в сфере здравоохранения федеральный орган исполнительной власти совместно с органами управления в сфере ветеринарии, Роспотребнадзором и Росздравнадзором через уполномоченного оператора ведет реестр генно-инженерномодифицированных организмов, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы1 .


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.