website templates free download


В третьем квартале 2018 года Tesla по числу произведенных машин не только обогнала Porsсhe и Jaguar, но и догнала «Автоваз» (в IV квартале — обгонит). Пока общее количество данных машин в экономике мира всего 80000 экземпляров, нефтяная отрасль может лишиться всего только около $20 млрд за 2018 год. Однако электромобили мировой экономике будут накапливаться, а темп их производства – расти. К 2020 году их будут делать столько, что объем ежегодно уничтожаемого спроса на нефть достигнет порядка $50 млрд.

Пока единственная страна, где электромобили привели к падению продаж жидкого топлива – Норвегия [Forbes. А. Березин., 2018]. Для экономик стран, основным источником доходов которых являются экспорт углеводородного топлива, может оказаться слишком поздно когда эффект, оказываемый электромобилями станет достаточно ощутим, чтобы что-то почувстоввать и предпринять. С учетом заложенного ресурса основным компонент – порядка 80 лет эксплуатации механических элементов и порядка 30 лет эксплуатации батареи без серьезных потерь – это сродне вечному автомобилю из романов фантастов, погрузившему мир в безработицу и вынужденное освоение новых миров. Производство и поставка машин, как ранее в бизнес-моделях гигантов вроде Apple, – это только «хардверная» составляющая, так называемые первоначальные инвестиции в CLTV (customer lifetime value). Уже сейчас более 10% стоимости автомобиля – это опция автопилота, а машина помимо прочего требует обновлений программного обеспечения и жестко связана с заводом производителем, который при желании может запретить пользоваться автомобилем.

Довольно часто среди экономистов и ученых возникают обширные споры применимости искусственного интеллекта и других цифровых инноваций, о пользе и социальных последствиях внедрения нейронных сетей в бизнес-процессы компаний, в последнее время появляются отчеты о допущенных ошибках цифровых автоматизированных систем как в промышленных масштабах с ужасающими последствиями (Boeing 737 max), так и в невидимых глазу нюансах (Сбербанк, недополучение прибыли). Ряд исследователей иллюстрируют позитивные изменения экономических отношений, которые зачастую не отражаются в трендах макроэкономических показателей. [Brynjolfsson, E., McAfee A., 2014]. Другие выражают пессимистические взгляды на технологические изменения XXI века, основываясь на собственных наблюдениях отсутствия коренных сдвигов в отраслях и экономической статистике. [Gordon, R.J., 2016]. Однако бесспорным остается факт, что цифровые инновации существуют, повышают качество жизни и даже благосостояние индивидов, которым доступны новшества.

Одним из показательных примеров изменений экономической модели России за счет развития цифрового мира является постепенная смена привычного поведения потребителей автомобильных перевозок пока только в крупных городах России. Как известно, цифровые инновации существуют разного рода. Исследования и разработки беспилотного автомобиля, который заменит тысячи рабочих рук, ведутся уже не одно десятилетие. На сегодняшний день существуют даже опытные образцы, однако изменения, основанные на цифровых технологиях гораздо глубже, проникают в нашу жизнь, чем можно было бы себе это вообразить. Ярким представителем коренного переворота отрасли служит появление экономики совместного пользования, в частности каршеринга, вида пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником, то есть аренда автомобиля у профильных компаний или даже частных лиц. Ключевым фактором становится стоимость содержания. Дополнительным фактором к переходу на систему аренды автомобиля (невозможной без развития информационных сетей и искусственного интеллекта) становится хорошо известная с середины XX века стратегия преднамеренного уменьшения срока службы товаров длительного пользования. Недавний скандал с намеренным замедлением работы устройств компании Apple Inc. для пользы потребителя подтверждает выводы зарубежных исследователей Г. Малуни, Б. Лондона, В. Камберенда, что «товар, которому нет износа – это трагедия для бизнеса». [Maloney H., 1958; London B., 1932; Cumberland W.W., 1932]. Идя по этому пути корпорации модернизируют продукт, изменяя внешний вид и упаковку, и в то же время уменьшая срок службы путем использования менее качественных материалов и комплектующих. Это отчасти подтверждает гипотезу революционности информационных сетей и искусственного интеллекта, поскольку в недалеком будущем даже выработанные столетиями стратегии ведения бизнеса станут неконкурентоспособными.

Спрос на владение личным транспортом будет зависеть в значительной степени не только от дохода потребителя, но и от альтернативных вариантов удовлетворения потребности передвижения. В подобных условиях внедрнеие ИТ приводит к ускрению процессов, увеличению вовлеченности перифирии и росту доступности поставляемых сервисов. Поддерживать и сдерживать негативные последствия ИТускорения экономики можно с помощью искусственного замедления – инфраструктурных проектов, которые с одной стороны служат компенсаторным механизмом перегретой сервисной экономики, с другой стороны позволяют поддерживать и наращивать темпы реального сектора, мультипликатором которому служать цифровизация.

Список литературы 1) Brynjolfsson, E., McAfee A. The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies. WW Norton & Company, New York, London, 2014, 198 p. 2) Cumberland W.W. Factors Operating Toward Recovery from Depression //The Journal of Business of the University of Chicago. – 1932. – Т. 5. – №. 4. 3) Gordon, R.J. The Rise and Fall of American Growth: The U.S. Standard of Living since the Civil War. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2016, 784 p. 4) London B. Ending the depression through planned obsolescence. – 1932. 5) Maloney H. B. Planned Obsolescence and TV //The Clearing House. – 1958. 6) Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб "Эксмо", 2016, 138 с. 7) РБК. Бондаренко М. Apple извинилась перед пользователями за замедление рабо-ты старых iPhone. 29.12.2017. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/29/1 2/2017/5a456e9e9a79474b6c1d3d0c 8) Forbes. А. Березин. Оживший кошмар: как Tesla убивает мировой автопром. 17.10.2018. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii /368133-ozhivshiy-koshmar-kak-tesla-ubivaet-mirovoy-avtopro 9) Federal Aviation Administration, Continued Airworthiness Notification to the International Community, 11.03.2019. URL: https://www.faa. gov/news/updates/media/CAN_2019_03.pdf 10) Известия. Греф рассказал о потерях Сбербанка из-за искусственного интеллекта. 26.02.2019. URL: https://iz.ru/850327/2019-02-26/ gref-rasskazal-o-poteriakh-sberbanka-iz-za-iskusstvennogo-intellekta 11) Ball R. J. Inflation and the Theory of Money. – Routledge, 2017.

Платонов Олег Михайлович


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.