Последние 25-30 лет неразрывно связаны с активной информатизацией всех сфер жизни человека. Всевозможные гаджеты и информационные технологии преследуют современного человека повсюду – от работы до отдыха. Сложно представить новое поколение без IT-технологий. В конце 2019-ого года произошло то, что стало серьёзным испытанием перед новейшими технологиями. В Китае был обнаружен серьёзный вирус, который не щадил ни взрослых, ни детей. К марту 2020-ого года коронавирус стал пробираться во многие города России.
Требовались координальные меры для сдерживания расползания коронавирусной инфекции. Для защиты здоровья учащихся и преподавателей учебный процесс был перенесёт в онлайн формат. С 23 марта до 12 апреля были переведены на дистанционное обучение все школы России. Такое полномасштабное закрытие школ в пределах всей страны осуществили более 100 стран согласно данным ЮНЕСКО.[3] В результате опроса Общероссийского народного фронта 29 тыс. учителей России стало известно, что 80% учителей испытали трудности с онлайн-обучением [2].
Большинство преподавателей (74%) высказались о росте рабочей нагрузки, а 26% отметили плохую организацию перехода от традиционного обучения на дистанционное. 60% назвали данный переход «удовлетворительным». Лишь 14% педагогов назвали переход хорошо организованным. По данным четвертных оценок и результам ЕГЭ наблюдается незначительное повышение успеваемости. Однако серьёзных исследований по данному вопросу не проводилось и нельзя строго константировать о эффективном учебном процессе. Большинству школьников с домашними заданиями помогали родители, которые были оставлены без работы в условиях карантина. Одинадцатиклассники, которые имели высокоскоростной интернет и компьютер смогли успешно подготовиться к экзаменам. Больше всего удар был нанесён по учащимся начальной школы.
В силу своего возраста эти дети обладают особыми образовательными и воспитательными потребностями. Подавляющее количество родителей этих детей столкнулись с множеством трудностей, т.к обеспечить полноценное образовательное пространство в условиях своего дома они не могли. Незначительный интеллект младших школьников не мог позволить им в полном объёме освоить онлайнсервисы для обучения. Это стало дополнительной проблемой для родителей. В результате исследования, которое было опубликовано BUSINESS INSIDER, была проведена оценка успеваемости 5 млн. школьников 3-8 классов из США[1]. По данным исследования 70% школьников не смогли полностью освоить программу английского языка, а 50% не справились с математикой. Авторы исследования делают вывод о диспропорциональной ущемлённости детей из бедных семей, которые не имеют хорошей интернет-связи.
Исследователи указывают на ряд недостатков онлайн-образования, которые дистанционное образование не смогло преодолеть: -Развитие эмоционального и социального интеллекта замедлилось и затормозило процесс обучения. При этом лишнее время за экраном привело к росту тревожности, депрессии и отсутствию интереса. -Учителям стало трудно уделять персональное внимание отдельным ученикам, и эта обязанность упала на плечи родителей. -У ряда школьников дома нет необходимых для нормального обучения ресурсов: учебных пособий, книг, канцелярских принадлежностей, компьютеров. Кроме того, они перестали получать обеды.
Список литературы 1. Дистанционное образование не работает. Проверено на 5 миллионах школьников//high-tech.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hightech.plus/2020/06/10/distancionnoe-obrazovanie-ne-rabotaetprovereno-na-5-millionah-shkolnikov 2. Исследования показали большое количество проблем перехода на дистанционное обучение//pnp.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/issledovaniya-pokazali-bolshoe-kolichestvo-problemperekhoda-na-distancionnoe-obuchenie.html 3. Образование: от закрытия учебных заведений до возобновления их работы //unesco.org. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.unesco.org/covid19/educationresponse
Клецков Н. А.