Оплата труда педагогических работников осуществляется на основании Приказа Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением».
В оплате труда педагогов учитывается: тип образовательной организации и форма обучения. При ответе на данный вопрос следует принимать во внимание действие Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Он не относится к системе СПО, но может быть применим и к регуляции данной ситуации. В данном Приказе содержится указание на то, что в составе нормативных затрат образовательной организации находится оказание услуг педагогам за обучающихся с ОВЗ и иными специальными потребностями.
Здесь имеется в виду создание условий не только для лиц с ОВЗ, но и для обучающихся с амблиопией, косоглазием и т.п., то есть, для обучающихся с «пограничными» образовательными потребностями, которые еще нельзя отнести к категории ОВЗ, но которым специальные условия все же требуются. Кроме того, на уровне субъекта РФ региональным законодательством также могут быть установлены определенные надбавки и доплаты. Также следует помнить положения ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020), которая регламентирует, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. У любой образовательной организации, которая работает по новой системе оплаты труда, есть положение о стимулирующих выплатах. Это положение в обязательном порядке обсуждается с представительным органом трудового коллектива. Например, с профсоюзным комитетом или общим собранием трудового коллектива.
На этих собраниях определяются критерии стимулирующих выплат, и в компетенции образовательной организации определить на таком собрании критерии стимулирующих выплат педагогам, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Это будет одним из новшеств в формировании оплаты труда педагогов, так как понятно, что традиционные 20 процентов за работу с обучающимися с ОВЗ к окладу теперь не являются нормой.
Но они должны быть обязательно сохранены уже в других критериях стимулирования. Это должно быть стимулирование не просто за трудность, но и за энергозатратность, связанную с работой с этой категорией обучающихся. Кроме того, должны быть определены критерии стимулирующих выплат конкретно за введение ФГОС для лиц с ОВЗ, так как в данном случае речь идет об инновационной работе.
Сущность стимулирования педагога заключается в том, что таким образом обеспечивается результативность, динамика, повышение образовательных результатов или жизненных результатов обучающихся. Таким образом, разработка таких положений о стимулирующих выплатах, разработка критериев, которые бы однозначно отражали результативность работы педагога с обучающимися с ОВЗ может быть осуществлена либо на уровне субъекта РФ, либо при условии отсутствия соответствующего регионального законодательства этот вопрос может регулироваться самой образовательной организацией.