Актуальные юридические консультации по теме: Защита органами прокуратуры прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов

Защита органами прокуратуры прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов

17 Август 2019 15:28:22


В статье рассмотрены особенности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере долевого строительства многоквартирных домов, где особое место отведено защите прав граждан – участников долевого строительства, что является особо актуальным на данном этапе.Ключевые слова:обманутый дольщик, долевое строительство, право на жилище.

Долевое строительство является наиболее доступным и распространенным способом приобретения права собственности на жилые помещения,учитывая нынешнюю ситуацию с ценами на рынке недвижимости. При этом долевое строительство представляется довольно уязвимым институтом.

По данным на 1 января 2019 года, в России насчитывается 68 субъектов, где расположены 898 проблемных новостроек. В реестр обманутых дольщиков включены 38,7 тыс. граждан. С таким заявлением выступил замминистра строительства Никита Стасишин, сообщает «Интерфакс Недвижимость»1.Не случайно органы прокуратуры Российской Федерации занимают особое место в механизме защиты и восстановления нарушенных прав дольщиков со стороны недобросовестных застройщиков. По итогам 2018 года прокурорами выявлено 10886 нарушений закона в области исполнения законодательства в сфере долевого строительства2.

Участие прокуратуры в механизме защиты прав дольщиков важно и ощутимо –с одной стороны, через осуществление надзора за контролирующими органами, с другой –через непосредственную работу с гражданами, чьи права и законные интересы нарушены застройщиками. С уверенностью можно отметить, что в настоящее время обе названные формы прокурорской деятельности являются приоритетными.Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса об особенностях осуществления прокурорского надзора, необходимо отметить особую заинтересованность вопросом обманутых дольщиков со стороны руководства страны. Так, 12 февраля 2019 года на расширенном заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации Президентом Российской Федерации было озвучено требование об обеспечении реализации всех договоров долевого строительства, адресованное главам субъектов Российской Федерации.

Об этомтакже упоминалось и в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Как итог этому, это не могло не повлечь изменение практики надзорной деятельности прокурора, которая идет по пути постепенного «размытия»пределов прокурорского надзора, проявляющегося во включении в объекты надзора юридических лиц –застройщиков, что, в условиях наличия запрета на подмену контролирующих органов является недопустимым.Основной объем работы прокурора приходится на осуществление надзора за деятельностью контролирующих органов, действующих в области долевого строительства многоквартирных домов. Для целей настоящего исследования необходимо отметить, что п.2 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 No214ФЗ «Об участии граждан вдолевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее –ФЗ No214) определено, что«осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости относится к ведению уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации»3.

К примеру, в Приморском крае такие функции осуществляет Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Проверке в указанных органах подлежит порядок осуществления контрольных (надзорных) полномочий, объем которых определен ст.23 ФЗ No214 и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 No54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»4.

Типичными нарушениями в деятельности органов строительного надзора является: отсутствие должного контроля за предоставлением застройщиками проектных деклараций; непринятие необходимых и достаточных мер к застройщику по результатам рассмотрения обращений граждан, по факту нарушения их прав; нарушение процессуальных норм, регулирующих порядок привлечения застройщика к административной ответственности; неиспользование права на обращения в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица –застройщикаи некоторые другие.

В ходе осуществления надзорных полномочий должное внимание прокуроров должно быть сосредоточено на деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (Росреестр), которая, в соответствии с п.1 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 No457, «осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ведение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;государственный земельный надзор;государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости».

Надлежащая работа Росреестра способствует предотвращению на самом раннем этапе незаконной деятельности застройщиков, осуществляющих строительство без правоустанавливающих документов на земельные участков. Оценке также подлежат действия органов местного самоуправления, уполномоченных в порядке ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее –ГрК РФ), выдавать разрешения на строительство. В случае выявления нарушений в деятельности вышеуказанных органов Генеральный прокурор Российской Федерации требует от нижестоящих прокуроров использовать всю полноту надзорных полномочий6, применение которых варьируется в зависимости от каждого конкретного случая.

Важно отметить, что вданном сегменте общественных отношений применимы все доступные меры прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 No22011 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее –ФЗ «О прокуратуре»)7.Совсем иначе складывается работа прокурора по работе с гражданами –обманутыми дольщиками. Работа прокурора в данной сфере протекает в плоскости прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, где превалирующей мерой защиты нарушенных прав является обращение прокурора в суд с исковым заявлением в интересах гражданина, в порядке предусмотренном ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее –ГПК РФ).

Возвращаясь к теме особой значимости вопроса об обманутых дольщиков в России, необходимо отметить, что прокурор ограничен рамками ст.45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд в интересах конкретного гражданина только если он по состоянию здоровья, в силу возраста или недееспособности или другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд за защитой своих прав. Однако повсеместно применяется практика обращения прокуроров в суд с требованиями о взыскании неустойки, в связи с пропуском срока сдачи дома, а также с требованием о признании права собственности на жилое помещение и доли в общем имуществе многоквартирных домов и т.д., что представляется не вполне правильным с учетом положений ст.45 ГПК РФ.

В данном случае гражданину, обратившемуся в органы прокуратуры с подобной просьбой, необходимо разъяснять порядок судебной защиты его прав, подразумевая его самостоятельное обращение в суд.Таким образом, можно отметить, что в условиях наличия остросоциальной проблемы, складывающейся вокруг долевого строительства многоквартирных домов, особую роль в механизме защиты и восстановления нарушенных прав граждан –участников долевого строительства занимают органы прокуратуры Российской Федерации.

Считаем, что посредством надлежащего взаимодействия с контролирующими органами и представителями общественных организаций можно минимизировать ущерб от действий недобросовестных застройщиков.

В.К.Тайлаков


Метки:

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн