website templates free download


В статье анализируется современное состояние института банкротства физических лиц, предлагаются меры по его усовершенствованию, в частности, введение упрощенной процедуры банкротства

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство физических лиц, финансовый управляющий, упрощенная процедура банкротства.

Сложившаяся в Российской Федерации экономическая ситуация способствует тому, что все большее количество граждан вынуждены обращаться за услугами кредитных и микрофинансовых организаций. По сообщению авторитетного новостного портала «РБК» со ссылкой на данные Национального Бюро Кредитных Историй (далее –НБКИ) микрофинансовые организации (далее –МФО) в декабре 2017 года выдали россиянам более 2,1 миллионов потребительскихзаймов, что стало абсолютным рекордом за последние десять лет.

К сожалению, все большая доля россиян, воспользовавшихсяуслугами МФО, оказывается не в состоянии по объективным причинам, таким как, например, высокий уровень безработицы, выплачивать собственные долги. Так,поданным ЦБРФ, за 2018 годсовокупные долги населения перед банками выросли на 13,2% до 12,2 триллионов рублей.Следует отметить, что государство старается посредством правового регулирования защищать права заемщиков и должников.

Так, благодаря изменениям в декабре 2017 года в ФЗ No353 «О потребительском кредите(займе)» ЦБ РФ получил возможность регулирования полной стоимости кредита (займа). А вступление в силу 3 июля 2016 года Федеральногозакона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельностии микрофинансовых организациях»наконец вывело коллекторские агентства из правовой тени. Однако, ключевым институтом защиты должников, неспособных оплатить свои кредитные и заемные обязательства, безусловно, является банкротство физических лиц. После долгих обсуждений и споров в июне 2015 года были приняты изменения в главу XФедеральногозакона от 26.10.2002 No127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Отныне физическое лицо,к которому предъявлены требования в размерене менее чем пятьсот тысяч рублей и в том случае, если они не исполнены в те

чение трех месяцев с даты, когдадолжны быть исполнены,может инициировать процедуру банкротства.Однако,несмотря на сложную экономическую ситуацию, россияне, успевшие наделать долгов и столкнувшиеся с проблемой возврата денег кредиторам, не торопятся официально признавать свою финансовую несостоятельность.По данным Объединенного Кредитного Бюро (далее –ОКБ), за время существования института потребительского банкротства с 1 октября 2015 года в России признали несостоятельными59 тысяч граждан.По данным ОКБ, количество потенциальных банкротов (заемщиков с долгом более 500 тысяч рублейи просрочкой платежа более 90 дней) на 1 марта 2018 года составило 702,8 тысяч человек. Таким образом,число начавших процедуру банкротства граждан все еще не превышает 7–8% количества потенциальных банкротов.

Из этого, с уверенностью можно говорить о том, что институт банкротства физических лиц не вышел на«производственные мощности», мыслимые законодателем, он требует многих доработок, усовершенствования процедуры. Исходя из этого, представляется актуальным обсудить некоторые вопросы совершенствования данного института на страницах юридической печати.Основной причиной недостаточной заинтересованности потенциальных банкротов в данной процедуре видится существенная дороговизна для гражданина, находящегося в бедственном финансовом положении. Так, средняя цена проведения банкротства для гражданина на рынке юридических услуг в г. Иркутске составляет 120150 тысяч рублей. Во многом такая высокая цена обусловлена обязательностью в силу ч.1 ст.213.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» участия финансового управляющего в деле о банкротстве. Исходя из ч.2 ст.213.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен быть действующим арбитражным управляющим.

Финансовый управляющий в силу частей 7 и 8 вышеуказанной статьи ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) обладает достаточно обширными правами и обязанностями, в томчисле по поиску имущества должника, заявлению возражений кредиторам, оспариванию сделок должника, анализу его финансового состояния, публикации сведений в ЕФРСБ. Целесообразно ли для произведения указанных действий привлечение при относительно небольшой сумме долга профессионального и главное высокооплачиваемого финансового оздоровителя, зарегистрированного в СРО, зачастую имеющего определенный стажработы на должностях руководителей организаций в какойлибоотрасли экономики.

На наш взгляд, при наличии требований кредиторов в размере 500700 тысяч рублей не возникает значительных сложностей при проведении реструктуризации задолженности, поиске имущества, оспаривании сделок. В связи с этим неоправданными представляются большие расходы на обязательное привлечение арбитражного управляющего в дело о банкротстве физического лица с суммой долга до 700 тысяч рублей.В этой связи, следует заметить, что уже больше года обсуждается законопроект об упрощенной процедуре банкротства.Цель этого законопроекта–сделать процесс банкротства определенной категории граждан более быстрым и дешевым.Так, сокращению сроков будет способствоватьв том числе то, что в упрощенной процедуре банкротства не будет применяться реструктуризация долгов.

Удешевление же предполагается достичь путем сокращения обязательных расходов по делу, например на публикацию сведений о банкротстве. А также необязательностью участия в деле об упрощенном банкротстве финансового управляющего. Согласно законопроекту должник обязан заплатитьтолько за публикацию в ЕФСРБ оповещенияо том, что суд принял его заявление о признании банкротом по упрощенной процедуре.

Упрощенную процедуру банкротства предлагается применять при соблюдении ряда условий, в частности:размер долга: не менее 50 тыс., но не более 700 тыс. руб., причем за шесть месяцев, предшествующих подаче соответствующего заявления, возникло не более четверти этой суммы;количество кредиторови займов–не более 10;отсутствие в собственности недвижимого имущества, за исключением того, на которое не может быть обращено взыскание;в течение года до подачи заявления гражданин не являлся ИП или учредителем (участником) коммерческой организации либо членом органа управления такой организации.

В целом, снижение суммы долгов для инициации процедуры банкротства физического лица нам представляется обоснованным, так как граждане, имеющие долги даже в 50 тысяч рублей, которыеобъективно не способны оплатить, находятся в постоянном напряжении от взаимодействия с коллекторскими агентствами, службами взысканий. По сложившейся практике МФО и банки не подают в суд о взыскании долга на протяжении долгого периода времени, в рамках срока исковой давности, с целью начисления как можно больших штрафных санкций по договору. В связи с этим должники вынуждены брать еще больше займов и кредитов для погашения старых, это, конечно, не способствует ни стабильности гражданского оборота, ни ростуэкономики, ни интересам защиты прав человека и гражданина в России.

Противники упрощенного банкротства видят рискзлоупотребления правом на банкротство путем представления в суд ложных данных, так как именно финансовый управляющий осуществляет анализ финансового состояния гражданина и выявляет признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.На наш взгляд, разрешить эту проблему могут кредиторы, которые будут активнее использовать свои права. Они вправеосуществлять действия по выявлению имущества должника и формированию конкурсной массы, например,оспаривать сделки.

Также, вслучае установления несоответствия должника требованиям для упрощенной процедурыбанкротства, или поступления в его собственность имущества стоимостью более 200 тысяч рублей кредитордолжен быть вправезаявить ходатайство о переходе к общей процедуре банкротства гражданина.Конечно, вышеизложенным не ограничивается перечень возможных усовершенствований правового регулирования института банкротства физических

лиц, более того этот вопрос заслуживает дальнейшей кропотливой проработки и обсуждения. Резюмируя все изложенное в данной статье, представляется необходимым удешевить процедуру банкротства путем разделения ее на упрощенную и общую. В рамках упрощенной процедуры снизить сумму неоплаченных долгов, которая необходима для инициации банкротства, а также отменить обязательность участия финансового управляющего при одновременном увеличении объема прав кредиторов.

А. Р. Дебалюк


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.