website templates free download


Юрист на рабочем месте

В статье рассматриваются вопросы предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и льгот, связанных с жильем инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, а также правовые проблемы, с которыми может столкнуться инвалид при реализации права на данную меру социальной поддержки. Ключевые слова: льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, инвалид, ЖКХ. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе, Российской Федерацией обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

К такому виду поддержки можно отнести льготы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства и льготы, связанные с жильем инвалида. Право на получение льготы при оплате жилищно-коммунальных услуг имеют инвалиды всех трех групп, а также дети-инвалиды. В зависимости от присвоенной группы инвалидности и местного законодательства различаются виды льгот и размеры компенсаций, которые установлены для данной категории граждан1 . В ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 181-ФЗ) установлены льготы, которые представляются инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

К ним следует отнести компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%: – платы за жилье, находящееся в государственном или муниципальном жилом фонде; – платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отделение сточных вод; – платы за коммунальные услуги в пределах установленных нормативов; – оплаты стоимости топлива и транспортных услуг для его доставки, при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детейинвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 % указанного взноса.

Кроме того, инвалидам I группы и инвалидам II группы по зрению предоставляется безвозмездное пользование радиоточкой, установленной в доме. Стоит отметить, что льготы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства для семей инвалидов предоставляются с учетом доли только иждивенца-инвалида. Семьи же, в которых проживает больше одного инвалида, имеют право оформить льготы на каждого их них. Ст. 28.2 ФЗ № 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

К тому же, на региональном уровне могут устанавливаться дополнительные льготы и субсидии, финансируемые из местного бюджета, для данной категории граждан в дополнение к установленным государством, но при этом урезать их не имеют права. В частности, в Самарской области, Республике Марий-Эл, Ставропольском крае, инвалидам также предоставляется 50% скидка на обращение с твердыми коммунальными отходами. Однако в 2019 году многие инвалиды в Республике Карелии потеряли право на 50% льготу на оплату жилищнокоммунальных услуг, поскольку Арбитражный суд Республики признал, что такая компенсация не должна предоставляться инвалидам, жилье которых принадлежит на праве собственности, и распространяется только на проживающих в жилье муниципального фонда. Предоставление мер социальной поддержки инвалидам является публично-правовой обязанностью органов государственной власти. В связи с чем, инвалиду не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки, приостановлена либо прекращена выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг при наличии соответствующего пакета документов, а также при отсутствии задолженности по оплате услуг ЖКХ.

В случаях же получения отказа инвалид вправе обратиться за защитой своего нарушенного права с жалобой в органы прокуратуры, которые в свою очередь вправе обратиться в суд с соответствующим иском в защиту прав, свобод и законных интересов инвалида в порядке статьи 45 Гражданскопроцессуального кодекса Российской Федерации, либо инвалид может самостоятельно подать исковое заявление в суд с требованием о предоставлении льготы и перерасчете уже оплаченного периода времени. Как следует из изученных материалов судебной практики, судами чаще всего рассматриваются дела в данной сфере по искам инвалидов, а также законных представителей детей-инвалидов о признании незаконными действий по удержанию сумм предоставленной ежемесячной денежной компенсации или субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг; о признании незаконными действий по прекращению выплаты компенсации или субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Стоит отдельно рассмотреть вопрос о наличии у инвалида задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Так, наличие задолженности по данных платежам само по себе не может служить безусловным основанием для отказа гражданину в предоставлении рассматриваемых мер социальной поддержки. Если причины возникновения задолженности уважительные, то в предоставлении мер социальной поддержки инвалиду отказано быть не может2 . Гражданка М., 1939 г.р., являющаяся инвалидом II группы, обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании действий по прекращению выплаты денежной компенсации незаконными, возобновлении выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которые ей предоставлялись до 01.08.2016.

Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию М. с 01.08.2016 указанная выплата приостановлена в связи с наличием задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт за 4 месяца, а 26.08.2016 – выплата М. прекращена в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату долга или заключения соглашения о его реструктуризации. Однако, по состоянию на 26.07.2016 все текущие платежи по оплате коммунальных услуг, а также взноса на капитальный ремонт М. были внесены. Решением городского суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда в удовлетворении исковых требований М. отказано. Судебные инстанции мотивировали отказ тем, что у М. имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме более 2-х месяцев, наличие и размер которой М. не опровергнуты. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, поскольку само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении инвалиду мер социальной поддержки.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. Так как судебными инстанциями вопрос об уважительности причин возникновения у М. задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не обсуждался, то ранее вынесенные решения отменены и принято новое решение, которым исковые требования М. удовлетворены3 .

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2019 № 48-КГ18-28. Кроме того, уполномоченный орган не в праве приостанавливать предоставление меры социальной поддержки инвалида, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при получении информации о наличии у получателя задолженности по данным платежам, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования4 . Поскольку на данный момент для предоставления льгот лицам необходимо самостоятельно обратиться в уполномоченные органы или многофункциональные центры, это является препятствием для инвалидов как маломобильной категории заявителей. На наш взгляд, целесообразно установление беззаявительного порядка для инвалидов 1 и 2 группы.

Уполномоченным органам следует исходить из наличия на соответствующей территории лиц, относящихся к категории инвалидов, а также информации об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг без уважительных причин у данных лиц, которую органы должны самостоятельно проверять. Инвалидам III группы следует установить возможность для дистанционной подачи документов через портал Госуслуги.

К. К. Щеголева


Метки:


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.