Актуальные юридические консультации по теме: Методика проведения прокурорской проверки исполнения законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

Методика проведения прокурорской проверки исполнения законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

14 Август 2019 15:27:12


В статье анализируется аспекты прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. На основании проведенного исследования делается

вывод о том, что методика проведения проверки в данной сфере является одним из ключевых организационных элементов.Ключевые слова:прокурорский надзор за исполнением законов, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, методика проведения прокурорской проверки.

Прокурорский надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства является приоритетным направлением прокурорского надзора.

В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 No53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» закреплено «обеспечить постоянный надзор за исполнением Федерального закона от 24.07.2007 No209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1, обратив особое внимание на своевременное принятие и надлежащее исполнение федеральных, региональных и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, обеспечениеравного доступа субъектов предпринимательской деятельности к получению поддержки в установленном законом порядке»2.Однако, в связи с усилением прокурорского надзора в данной сфере, количество нарушений не уменьшается.

«Всего принятыми организационными мерами в 2018 году прокурорами пресечено свыше 181 тыс. нарушений законов о защите прав хозяйствующих субъектов, в целях их устранения внесено 45 тыс. представлений, принесено свыше 28 тыс. протестов, в суд направлено 2,7 тыс. исков, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 37 тыс. виновных лиц, возбуждено 187 уголовных дел»3.Рядом авторов методическое обеспечение проведения прокурорской проверки небезосновательно отнесено к одному из ключевых организационных элементов4. Малое количество или вовсе отсутствие методических рекомендаций по проведению проверок исполнения законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства является основной проблемой при организации и проведении проверок в данной сфере.

Планирование проверочных мероприятий необходимо осуществлять исходя из состояния законности на поднадзорной территории, приоритетные направления проверочных мероприятий определять с использованием существующих форм взаимодействия органов прокуратуры и предпринимательского сообщества (общественные советы, координационные советы и рабочие группы), результатов анкетирования предпринимателей.

Все нарушения, допускаемые при исполнении законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, можно классифицировать в зависимости от характера защищаемого органами прокуратуры интереса5:1.Административные барьеры в сфере оказания поддержки малому и среднему предпринимательству.Создание препятствий в реализации прав субъектов малого и среднего предпринимательства на получение поддержки.

Так, «прокурор Центрального района г. Оренбурга принес протест на отдельные положения утвержденного Попечительским советом Гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области Порядка предоставления предпринимателям займов. Прокурорская проверка выявила не предусмотренные законодательством основания для отказа в такой поддержке»6.Нарушения закона при осуществлении государственными и муниципальными органами отдельных полномочий в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.Например, «прокуратура Хангаласского района Республики Саха (Якутия) провела проверку соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности.

Установлено, что администрацией муниципального образования «Качикатский наслег» не разработана и не принята муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на их поддержку»7.2.Нарушения в сфере расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.Так, «красноярскаяпрокуратура проверила, соблюдается ли порядок предоставления предпринимателям субсидий из местных бюджетов.

Нарушения выявлены в Балахтинском, Богучанском, Енисейском, Казачинском, Кежемском, Новоселовском районах края. Там отсутствовали положения о документах, необходимых для получения субсидий и подтверждающих понесенные предприятиями затраты. Не было и положенных документов о согласии получателей субсидий на проведение проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления компенсаций»8.3.Нарушения при распоряжении государственным и муниципальным имуществом при его льготном предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства во владение или во временное пользование либо в собственность путем выкупа.

Например, «в Еврейской автономной области в связи с созданными администрацией Облученского района препятствиями в осуществлении преимущественного права на выкуп арендуемого недвижимого имущества при наличии вступившего в законную силу судебного решения в пользу предпринимателя по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 169 (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) Уголовного кодекса Российской Федерации, которое в настоящее время рассматривается судом».

При выявлении нарушения прокурор имеет право применить к правонарушителю комплекс мер прокурорского реагирования, например,возбудить производство об административном правонарушении по ст.ст.13.27, 14.9, 15.14, 15.15.5 КоАП РФ10; направить в следственные органы мотивированные постановления об уголовном преследовании виновных лиц по ст.159, 160, 169, 176, 285.1, 286 или обратится в арбитражный суд.При проведении проверки прокурор может выявить нарушения исполнения законов в данной сфере. Для того, чтобы оптимизировать затраты трудовых ресурсов надостижение поставленных перед прокурором целей и решение текущих задач, обязательно необходимо разрабатывать методические рекомендации.

На наш взгляд, в методике нужно отразить нормативноправовую базу, имеющиеся в прокуратуре материалы предыдущих проверок, которые необходимо изучить. Помимо этого в методику включаются контролирующие органы, обладающие определенной информацией и специальными знаниями; вопросы, подлежащие выяснению; типичные нарушения и ответственность за нарушение исполнения законов в сфере оказания поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства.

М.С.Боровикова


Метки:

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн