website templates free download


Отдельное внимание уделим морально-правовым аспектам и вопросам этики при реализации педагогическими работниками своих прав и свобод. Последнее, все чаще привлекает излишнее внимание не только других участников образовательных отношений, но и общественности. Например, конституционная свобода слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ) выразившаяся в плохих словах об учителе, обвинении его в некомпетентности, неправильной методике преподавания и т.д. будет заканчиваться там, где будет начинаться право на защиту чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ) учителя применительно к его особому правовому статусу и вытекающему из него свободам предусмотренным п.п. 1-2 ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об образовании». При этом необходимо учитывать судебную практику неоднозначного правоприменения положений о свободе слова в контексте оскорблений.

Так, высказывания, носящие оценочный характер (критическое мнение, в том числе, отрицательная оценка), не являются наказуемыми, так как не образуют состава гражданско-правового правонарушения, предположения, гипотезы, вопросы, выводы, выражения мнения, не могут быть признаны недостоверной и порочащей информацией (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2018 г. N Ф04-2331/18 по делу N А27-11609/2017, Апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10 марта 2015 г. по делу N 33-1413/2015). Далее, свобода искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) выразившаяся в фотографировании учителя на камеру смартфона во время уроков или перемены без его согласия, будет заканчиваться правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну учителя, ведь, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Рассматривая указанную конституционно-правовую конструкцию важно определить и разграничить понятийный аппарат. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” под информацией понимаются сведения (сообщения) независимо от формы их представления. В соответствии со ст. 8 указанного закона граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, но при условии соблюдения в т.ч. конституционных требований, применительно к ситуации – праву на частную жизнь.

Несмотря на то, что понятие частная жизнь законодательством не раскрывается, ее характеристика приводится в правовых позициях Конституционного Суда РФ (определения Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. № 248-О, от 28 июня 2012 № 1253-О) в соответствии с которыми частная жизнь – это то, что человек считает возможным скрыть от других (т.е. это не обязательно какие-то интимные факты сексуального характера). Так, например, педагогический работник может считать частной жизнью морщины на лице, и используя вышеназванную правовую конструкцию заявить о необходимости соблюдения его конституционных прав и требовать прекратить, по
крайней мере, собирать информацию о элементах его внешности, которые он считает своей частной жизнь, следовательно возможным скрыть от других. Применительно к гражданскому законодательству, частная жизнь, изображение гражданина относятся к нематериальным благам – подлежащим охране (ст. 150, 152.1, 152.2 Гражданского кодекса РФ) Способы защиты нематериальных благ предусмотрены ст. 12, 152, 152 Гражданского кодекса РФ. Так, например, если кто-то распространит информацию о частной жизни педагогического работника (ту, что он желает скрыть от других) следует воспользоваться способами защиты гражданских. На основании ч. 3. ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ педагогический работник вправе требовать удаления, например изображения его на фото, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения, а также компенсации морального вреда, в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ. Стоит отметить, что вышеназванными положениями гражданского законодательство предусмотрены исключения, которые для понимания и осмысления ситуации необходимо рассмотреть отдельно.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 152.2 Гражданского кодекса РФ не требуется согласия гражданина на обнародования его изображения в случае, если использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ выраженной в Постановлении Пленума от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации» к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Судам необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах (даже весьма спорных), способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью.

В этой связи, можно сделать вывод, что к таким интересам может относиться информация, связанная с исполнением публичными должностными лицами и общественными деятелями своих полномочий. Педагогический работник (учитель, воспитатель и т.д.) публичным должностным лицом не является. Указанный вывод подтвержден в разъяснениях Роскомнадзора от 30 августа 2013 г. «О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки». Таким образом, частная жизнь педагогического работника не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит не противоправный характер. Право на неприкосновенность частной жизни означает возможность контролировать информацию о самом себе и препятствовать разглашению.


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.