Правоприменительной практике известны нередкие факты совершенных между членами одной семьи преступлений экономической направленности. Так, приговором Озерского горсуда Челябинской области Вахрушев осужден за вымогательство денег у родной бабушки, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком в один год шесть месяцев со штрафом в размере 10000 руб. в доход государства. Установлено, что виновный пришел в дом к своей родной бабушке, потребовал у нее одну тысячу рублей и, угрожая ножом, похитил деньги804 . Другой пример. В Новосибирской области подростком был угнан автомобиль у своих родственников. Прибывшая на место происшествия полиция установила, что около пяти утра несовершеннолетний злоумышленник угнал
автомашину «Ниву» из гаража приемных родителей. До этого он запер снаружи дом, где крепко спали его родители. По сообщению пресс-службы ГУВД Новосибирской области, подросток сдался полиции, когда закончился бензин в угнанной машине. В отношении угонщика возбуждено уголовное дело. В ходе предварительной проверки выявлено, что подросток вторично угоняет транспорт опекуна. Незадолго до указанного факта несовершеннолетний злоумышленник во время аналогичного инцидента попал в ДТП и чуть не разбился насмерть. Хозяин машины тогда не стал заявлять в органы внутренних дел, утилизировав покореженную машину и купив другую805 . Уголовно-правовая квалификация имущественных преступлений в сфере семейных отношений вызывает определенные трудности для сотрудников правоохранительных органов. Настоящая статья посвящена рассмотрению отдельных криминальных проявлений рассматриваемой категории в уголовно-правовом контексте. Насильственные внутрисемейные преступления экономической направленности ограничены посягательствами, предусмотренными главой 21 УК РФ «Преступления против собственности», а именно: п. «г» ч. 2 ст. 161, ст. 162, п. «в» ч.2 ст. 163, п. «в» ч.2 и ч. 4 ст. 166 УК РФ. Объединяет все посягательства, включенные в главу 21 Особенной части УК РФ единый объект – собственность.
Обязательным элементом указанных посягательств является предмет. Предметом насильственных внутрисемейных преступлений признается чужое имущество в виде денежных средств, вещей, ценных бумаг, иного движимого и недвижимого имущества1 . Таковым признается только имущество, которое не принадлежит виновному, то есть не находится в его собственности или законном владении2 . Однако к предмету рассматриваемых посягательств не относится имущество, принадлежащее члену семьи на праве общей собственности (например, совместное имущество супругов или долевая собственность семьянина). Отдельные проблемы разграничения собственности имущества родственников разрешаются посредством применения норм наследственного, семейного, гражданского права. Документы, штампы, печати, акцизные марки, специальные марки, знаки соответствия не могут быть признаны предметами посягательств против собственности. Их похищение должно квалифицироваться по ст. 325 УК РФ. Основываясь на разработанной в теории уголовного права систематизации преступлений против собственности, выделим классификацию насильственных внутрисемейных преступлений экономической направленности, состоящую из следующих двух подгрупп.
1. Хищения. Представленная подгруппа содержит грабеж (ст. 161 УК РФ) и разбой (ст. 162 УК РФ). 2. Преступления, причиняющие или способные причинить имущественный вред отношениям собственности. В эту подгруппу входят вымогательство (ст. 163 УК РФ) и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ). Дефиниция «хищение» закреплена в примечании к ст. 158 УК РФ: «Под хищением… понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества». Из приведенной нормы вытекает, что хищение выражается в виде изъятия и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц. Изъятие или обращение представляют собой криминальные действия, направленные на отторжение и обособление части имущества от общей имущественной массы, находящейся в обладании собственника или лица, во владении которого оно находится.
При отсутствии прав у виновного на присвоенное имущество обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц означает установление фактического обладания вещью, вверенной виновному либо передачу её другим лицам. Состав хищения отсутствует, когда лицо, имея определенные права на получение части имущества, изымает и присваивает эту часть с нарушением порядка ее приобретения. Так, по делу Б., осужденного за хищение личных вещей своей бывшей жены, совершенной для разрешения взаимных жилищных и имущественных претензий, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала, что, поскольку Б. действовал незаконно, пытаясь решить вопрос имущественного характера с женой путем самовольного изъятия ее вещей из квартиры и причинив существенный вред потерпевшей, в его действиях присутствуют признаки самоуправства1 . Обязательным признаком хищения чужого имущества является общественно опасные последствия, характеризующие причинение собственнику или иному владельцу имущества материального ущерба. Размер имущественного ущерба следует рассчитывать на основании стоимости похищенного, выражающейся в его цене.
При отсутствии цены стоимость похищенного имущества требуется сформировать по результатам экспертных заключений2 . Включать иные убытки в стоимость похищенного имущества отсутствует необходимость. Потерпевший может заявить гражданский иск в рамках уголовного дела на возмещение таких убытков. Упущенная выгода не образует состава хищения, но в определенных случаях квалифицируется по ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Безвозмездность изъятия имущества выражается в том, что собственник не получает соответствующего возмещения стоимости похищенного в денежном выражении либо другого равноценного имущества. Судебная практика не считает возмездным изъятие имущества с частичным возмещением806. В случае ничтожности стоимости похищенного рассматриваемое посягательство не квалифицируется как преступление в силу его малозначительности согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ. Объективная сторона насильственных внутрисемейных преступлений характеризуется общественно опасным действием в форме грабежа, разбоя, вымогательства, угона.
Грабеж относится к преступлениям с материальным составом и считается оконченным с момента причинения ущерба. Составы разбоя, вымогательства и угона сконструированы законодателем как формальные. Для признания упомянутых посягательств оконченными преступлениями достаточно совершить упомянутые в законе действия. Субъективная сторона насильственных внутрисемейных преступлений характеризуется умышленной виной. Умысел может быть только прямым. Субъектом рассматриваемых преступлений является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста. Дела о внутрисемейных преступлениях против чужой собственности являются делами публичного обвинения и не требуют для досудебного производства и судебного разбирательства согласия собственника или иного владельца имущества, ставшего объектом преступного посягательства1 . Таким образом, законодатель подчеркнул значимость уголовно-правовой защиты от имущественных преступлений домочадцев и других соотечественников.
В.С. Харламов