Актуальные юридические консультации по теме: Некоторые вопросы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения

Некоторые вопросы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения

17 Август 2019 15:38:32


В статье рассматривается специфика прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения, основные принципы охраны здоровья граждан. Особенное внимание уделяется наиболее важным направлениям надзора, рассматриваются проблемные аспекты применительно к каждому отдельному направлению.

Ключевые слова:прокурорский надзорза соблюдением социальных прав граждан, здравоохранение,контроль качества и безопасности медицинской деятельности, контроль в сфере обращения лекарственных средств, контроль при обращении медицинских изделий.

Конституцией Российской Федерации закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а их «признание соблюдение и защита» –обязанность государства (ст.2 Конституции РФ), также основной закон Российской Федерации закрепляет (ст.41 Конституции РФ), что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств обязательного медицинского страхования,страховых взносов, других поступлений.Состояние здравоохранения в России продолжает оставаться весьма сложным и часто сопровождается многочисленными нарушениями законодательства об охране здоровья граждан, совершаемыми должностными лицами органов власти,государственных и иных организацийздравоохранения.Обеспечение законности в сфере охраны здоровья граждан –одно из наиболееприоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере имеет определенную специфику, в значительной степени определяющую пределы прокурорского надзора.

В первую очередь, организация работы прокурора по надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения должна предусматривать своевременное надлежащее информационное обеспечение о состоянии законности.Кехлеров С. Г., Капинус О. С.1выделяют следующие виды информации, получаемой из федеральныхоргановгосударственного контроля и надзора в сфере здравоохранения:а) о характере принятых правовых мер к продавцам и изготовителям лекарственных средств в связи с допущенными ими нарушениями закона; б) о наложенных штрафах на должностных лиц, виновных в несоблюдении стандартов качества медицинской помощи; в) об обращениях в суд с исками и заявлениями в связи с причинением вреда здоровью гражданампациентам некачественным лечением либо незаконным взиманием (вымогательством) денежных средств у граждан в связи с оказанием медицинской помощи и о взыскании с виновных лиц сумм штрафов при уклонении от их уплаты в установленный срок; г) о направленных в следственные органы материалах для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.Получаемую информацию необходимо проверять, обобщать и анализировать.

Организация работы прокурора за исполнением законодательства в сфере здравоохраненияпредполагает работу с поднадзорными субъектами, т.е.необходимпостоянный учет сведений о поднадзорных субъектах, истребование сведенийо них от органов власти, налоговых органов, банковских органов и т.д.Еще однойсоставной частью организации работы прокурора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения является планирование, т.е.проведение соответствующих надзорных мероприятий в соответствии с планами работы: плановых и внеплановых проверок.В соответствии со ст.ст.4, 9 Федерального закона от 21.11.2011 No323ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местногосамоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан всфере охраны здоровья.

Анализируя практическую деятельность органов прокуратуры2, ученые, обращают внимание, что прокурорам следует активнее использовать полномочие по вынесению постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП (нецелевое использование бюджетных средств), по ст.14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования). Кроме того, при выявлении в ходе соответствующих проверок признаков уголовно наказуемых деяний прокурор должен в порядке ст.37 УПК РФ оперативно вынести постановление о направленииматериалов в органы, уполномоченные на проведение проверки в соответствии со ст.ст.144 и 145 УПК. Еще одним часто допускаемым нарушением является отсутствиедолжногоконтролясо стороны уполномоченных лиц за использованием поступившего в больницы медицинского диагностического и лабораторного оборудования для оказания бесплатных медицинских услуг.

Недопустима ситуация, когда медицинское оборудование вообще не используется. Подобные нарушения закона должны быть немедленно пресечены прокурорами, в том числе путем оспаривания действий должностных лиц в судебном порядке. Активное использование полномочий, предоставленных прокурорам ст.45 ГПК,позволяет своевременно восстанавливатькак права пациентов на получение своевременной и качественной медицинской помощи, так и медицинских работников на получение дополнительных выплат.

Во всех случаях нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарногигиенических и противоэпидемических мероприятий виновные должностные лица должны быть привлечены к ответственности по ст.6.3 КоАП (необеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения).

Важную часть, при осуществлении надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения занимает профилактика правонарушений в названной области. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 02 августа 2018 г. No471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию»3прокурорам необходимо сочетать правовое просвещение и правовое информирование с деятельностью по надзору за исполнением законов.Также необходимо отметитьработу прокурора при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов, так какне всегда правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ,соответствуют федеральному законодательствуи содержатположения,препятствующиеполучению медицинской помощи в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования, нарушающиеправила оказания скорой медицинской помощи, и т.д.Подобные факты не могут быть оставлены без внимания прокурора и влекут принесение в установленном законом порядке протеста.

Построение правового демократического государства, к которому в последнее время стремится Россия, обусловливает особое отношение к соблюдению правгражданвообще и в сфере охраны здоровья в частности. Однако изложенные выше материалыпрокурорскогонадзора свидетельствуют о наличии серьезных проблем сисполнениемзаконодательства в сфере здравоохранения, требующих более тщательного и системного подхода к их разрешению в целях повышения действенности и эффективностинадзорных мероприятий и мер прокурорского реагирования по устранению ипресечениюнарушений прав граждан на медицинскую помощь.

А. А. Тырышкина


Метки:

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн