Актуальные юридические консультации по теме: Об актуальных проблемах обеспечения пожарной безопасности в лесах

Об актуальных проблемах обеспечения пожарной безопасности в лесах

14 Август 2019 15:58:52


В статье анализируется деятельность прокурорских работников Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства о противодействии лесным пожарам. На основании обобщения практики прокурорской деятельности в данной сфере сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.Ключевые слова:лесные пожары, пожарная безопасность, прокурорский надзор, статистика лесных пожаров.Лес, как естественная экологическая система, имеет большое значение для каждого жителя Земли. Однако при этом именно человек является главным виновником пожаров.

Государственными органами все чаще выявляются нарушения, связанные с несоблюдением требований пожарной безопасности, отсутствием обеспечения необходимым противопожарным оборудованием, халатным исполнением иных нормативных предписаний. 28 ноября 2018 года на совещании «Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами» представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) сообщил, что в России в 2018 году зарегистрировано около 10 тыс. лесных пожаров, площадь, пройденнаяогнем, составила3,2 млн гектаров.Сравнивая показатели по количеству и площади лесных пожаров в 2018 году и 2017 году, необходимо отметить их увеличение. А именно, в 2017 годучисло пожаров составило 9,2 тыс., а их площадь —1,4 млн гектаров1.

В июле 2018 года были зафиксированы крупные пожары в Красноярском крае, дымот которых распространялсяпо всей Сибири —не него жаловались жители Хакасии, Новосибирской и Томской областей, Забайкальского края.Горело около521,4тыс. гектаров леса, из которых 12,4 тыс. гектаров

действовалов заповеднике «Тунгусский»2. А в Забайкальском крае по факту лесных пожаров возбуждено 45уголовных дел, поскольку виновниками большинства возгораний стали местные жители3.В Положении о федеральном государственном пожарном надзоре говорится о том, что государственный надзор в лесах осуществляют следующие органы: Федеральное агентство лесного хозяйства, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, ее территориальные органы и природоохранные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями; уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым были переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также подведомственные вышеперечисленныморганам государственные учреждения4.

Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требованийпожарной безопасности в лесах.

Он осуществляется посредством организации и проведения проверок, мероприятий по обеспечениюпожарной безопасности в лесах, осуществления пожарной охраны в лесах,и принятияпредусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.Исходя из положений ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов5.Существует перечень противопожарных мероприятий, которые должны быть выполнены лесопользователями6.

Данные меры включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, пожарных на блюдательных пунктов (вышек, мачт), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарныхминерализованных полос, водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, проведение работ по гидромелиорации, регулирование породного состава лесных насаждений, проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания лесной подстилки, хвороста, сухой травы и иные меры.Органы прокуратуры выполняют важную роль при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии лесным пожарам.

Так, прокурорами проводятся проверкиисполнения законодательства об охране лесов от пожаров,защите населения и территорий от вызванных лесными пожарами чрезвычайных ситуаций. При осуществлениипрокурорского надзора выяснятся следующие вопросы: разработаны и утверждены ли в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, Планы тушения лесных пожаров, как они исполняются; насколько полно и качественнопроводятся запланированныемероприятия,соблюдены лисроки их выполнения; имеются ли документы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, на выполнение авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению лесных пожаров; каким образом лесничеством осуществляется контроль за выполнение противопожарных мероприятий и тушением лесных пожаров; проведено лидо начала пожароопасного периода освидетельствование всех мест рубок и другие. По результатам проведенных проверок прокуроры нередко выявляют нарушения законов.

Так, ЗападноБайкальской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров выявлены факты бездействия со стороны министерства лесного комплекса Иркутский области, выраженные в неисполнении обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Усольского лесничества7.Проведенная прокуратурой Зейского района Амурской области проверка соблюдения лесного законодательства позволила установить, что лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины на лесных делянах, зачастую не проводят очистку территорийот порубочных остатков.Это создаёт угрозу возникновения очагов возгорания при наступлении пожароопасного периода и дальнейшего переброса огня на лесные насаждения.

Из приведенного материала можно сделать вывод об актуальности проблемы борьбы слеснымипожарами,необходимости дальнейшего регулирования данного вопроса. Полагаем, что в целях повышения эффективности борьбы с лесными пожарами существует необходимость концентрации правовых норм, регулирующих пожарную безопасность в лесах, в едином нормативном правовом акте.

Объединение в едином нормативном правовом акте правил поведения, обеспечивающих пожарную безопасность в лесах, позволит упростить правовое просвещение население в данной сфере.

А.О.Бурзалова


Метки: ,

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн