website templates free download


Обеспечение демографической безопасности и сохранение института семьи в качестве основной единицы социальной структуры общества являются одними из приоритетных задач современной российской государственной политики. Усилия государственных институтов направлены как на социально-экономическую поддержку уже сложившихся союзов, так и на формирование у населения представлений о привлекательности и важности семейного образа жизни. Последнее имеет особую актуальность в настоящее время в условиях происходящих глобальных кардинальных культурных трансформаций в сфере интимных и эротико-эмоциональных отношений ― сексуальной, семейной и гендерной революций.

Выполнение функций социального института семьи (социализации, экономической, психоэмоциональной и проч.) возможно вне рамок зарегистрированных официальных отношений. Либерализация сексуальной морали, постепенное исчезновение двойных стандартов в вопросах полового поведения, супружеских обязанностей и родительства для мужчин и женщин, возрастание роли интимности (эмоциональной, интеллектуальной, физической близости) в качестве основного мотива для образования пары приводят к структурным и содержательным изменениям процесса создания социальных связей в частной жизни.

интернет

В то время как внимание экспертов и государства привлекает вопрос поддержания устойчивости семьи, ключевым проблемным моментом в обществе, на наш взгляд, оказывается возникновение и институционализация собственно пары (от знакомства до начала совместного проживания, момента установления постоянных отношений). Перед индивидом стоит проблема того, где и как найти партнера. Данные опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), демонстрируют доминирование среди населения успешности использования личных, частных (друзья, родственники) и профессиональных (коллеги по работе, учебе) социальных сетей в поиске второй половины — 35%, и 26% респондентов соответствующими способами нашли своих партнеров. При этом набирающим популярность, особенно среди молодежи и молодых взрослых (представителей возрастных групп 18–35 лет), альтернативным пространством для романтических знакомств становится Интернет (социальные сети, сайты и приложения для знакомств и проч.).

Согласно информации, опубликованной на сайтах ведущих сервисов данных услуг, количество зарегистрированных пользователей по состоянию на август 2019 г. составляет более 445 млн во всем мире в социальной сети знакомств Badoo (11 млн посещений в месяц в российском сегменте по состоянию на январь 2019 г. в соответствии с аналитическими отчетами компании SimilarWeb), более 40 млн в системе Mamba (количество посещений в месяц в Рунете также превышает 10 млн). Подобный вектор модернизации схем работы сервисов онлайн-знакомств — агрегирование и использование большого объема информации о пользователях (в том числе той, которую они не стремились делать общедоступной) с помощью технологий искусственного интеллекта, а также роботизация романтического общения, — позволяет говорить о растущей уязвимости индивида в коммуникативном пространстве сети Интернет. В этой связи актуализируются вопросы об этических принципах, культурных нормах и ценностях, определяющих процессы разработки и применения систем искусственного интеллекта и роботизированных технологий в индустрии онлайнзнакомств. Особого внимания заслуживают проблемы и возможности политико-правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности граждан.

Цель настоящего доклада заключается в выявлении, концептуализации и проблематизации этических аспектов деятельности индустрии онлайн-знакомств в связи с тенденцией внедрения технологий искусственного интеллекта в современные сервисы, а также рассмотрении направлений и возможностей ее деонтологического кодирования в современном российском обществе. Для концептуализации и выработки понимания того, каким образом сервисы онлайн-знакомств (ре)организуют социальную реальность, представляется целесообразным обратиться к теории макдональдизации общества, предложенной современным американским социологом Джорджем Ритцером. Предлагаемая логика рассмотрения вектора развития общества — рост формальной рационализации во всех сферах жизни, в том числе частной, — позволяет определить принципы, лежащие в основе функционирования данных сайтов и приложений, а также паттернов коммуникативного поведения их пользователей. Рационализация предполагает эффективную организацию деятельности социальных субъектов для достижения поставленных целей: выбор оптимальных средств для решения задачи; просчитываемость (количественное измерение успешности и качества); предсказуемость (единообразие и понятность алгоритма действий); контроль (регламентация и управление действиями человека). Рационализация интимной жизни как тенденция современности заметна в повседневном и научном дискурсах о поиске романтического, сексуального, брачного партнера в реальном и виртуальном пространствах. Дискурс, с одной стороны, отражает реальность, а с другой — участвует в ее конструировании.

Нередко описание представлений и опыта подбора, выбора второй половинки в Интернете осуществляется индивидами в экономических терминах, метафорах рынка, законах маркетинга: определение сцены как брачного рынка, личного профиля — как витрины магазина; проведение оценки собственной стоимости на рынке онлайн-знакомств, а также стоимости потенциальных кандидатов; поиск стратегий продвижения себя в сети и т.д. Поиск романтического партнера на специализированных ресурсах построен в соответствии с алгоритмом потребления товаров в магазине («relationshopping»). Таким образом, индустрия онлайн-знакомств предстает как система организации массовых романтических «встреч», т.е. позволяет знакомить большое количество людей в ограниченные сроки. Использование систем искусственного интеллекта и роботизированных технологий на платформах онлайн-знакомств становится всё более отчетливым трендом развития данной индустрии (активное распространение чат-ботов, возможностей распознавания лиц, анализ персональной информации в социальных сетях и т.д.), отражающим логику макдональдизации романтических отношений в современном обществе. Интересным и показательным примером является американское приложение онлайн-знакомств Artificial Intelligence Matchmaking Service (AIMM), название которого можно перевести на русский язык как «Сервис поиска пары на основе искусственного интеллекта». Для реализации социокоммуникативных задач в приложении AIMM используются следующие технологии:  суперкомпьютер IBM Watson, распознающий естественный язык благодаря встроенным системам искусственного интеллекта, что позволяет осуществлять вербальную коммуникацию между пользователем и сервисом: проводить интервьюирование, консультирование клиента;  технологии искусственного интеллекта для распознавания лиц и эмоций;  анализ персональной информации (social data mining) является необходимым условием для автоматизированного подбора партнеров в приложении, алгоритмы которого основаны, как и в современном интернет-маркетинге, на предсказательной аналитике и рекомендательных системах;  персонализированный маркетинг по мысли создателя приложения призван редуцировать чувства тревожности и неуверенности, вызываемые высоким уровнем конкуренции на ресурсах, работающих в духе «relationshopping», за счет автоматического и более точного подбора системами искусственного интеллекта ограниченного круга кандидатов (2–4 человека на выбор) для клиента. Этические проблемы агрегирования и использования персональных данных клиентов, ограничения автономности решений пользователей, необъективности и предвзятости искусственного интеллекта требуют обсуждения и поиска адекватных решений как со стороны общественно-политических институтов, профессионального сообщества, так и индивида. Деонтологическое кодирование процессов создания и применения систем искусственного интеллекта направлено на соблюдение таких нравственно-этических принципов, как: обеспечение автономности решений и действий пользователей; безопасность использования; защита частной жизни и данных; прозрачность работы технологии; дизайн систем, свободных от алгоритмических пристрастностей и необъективности, принимающий во внимание культурную специфику общества.

Одной из основных задач наднациональных и государственных политических институтов оказывается разработка соответствующей нормативно-правовой базы, призванной минимизировать не только технологические, но и этические риски (Указ Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»; Руководство по этике в отношении искусственного интеллекта Европейского парламента; конференции Организации Объединенных Наций). Однако вопрос о степени вмешательства государства, например, в деятельность сервисов онлайн-знакомств, остается дискуссионным.

Институты гражданского общества, в частности, общественные и экспертные некоммерческие и неправительственные организации, такие как например Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization), способны осуществлять мониторинг соблюдения и нарушения этических принципов работы соответствующих ресурсов, а также разрабатывать стандарты, в соответствии с которыми могут использоваться услуги, основанные на работе систем искусственного интеллекта и роботизированных технологий. Для минимизации этических рисков представляется целесообразным создание и внедрение этического кодекса провайдеров услуг в индустрии онлайн-знакомств. При этом важной задачей является формирование культуры (нравственных принципов, установок, норм) использования, взаимодействия клиентов на ресурсах для романтических отношений с учетом особенностей развития современной информационнокоммуникативной среды.

Панкратова Л.С.


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.