Аннотация: В статье исследуются особенности административной ответственности несовершеннолетних, меры наказания, применяемые к ним. Административная ответственность несовершеннолетних в своем значении имеет скорее воспитательную функцию, поэтому также исследуются цели применения ответственности к лицам, не достигшим восемнадцати лет. Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетнее лицо, административное наказание.
Юридическая ответственность в современном обществе как правовая мера государственного принуждения призвана обеспечить соблюдение в нем правопорядка и законности, снизить уровень преступности. Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность регламентируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях. Несовершеннолетнее лицо не несет полную ответственность за совершенные правонарушения, так как лицо, не достигшее восемнадцати лет, не обладает полной деликтоспособностью. Для Российской Федерации воспитание подрастающего поколения и забота о нем является важной задачей, поэтому вопрос об особенностях ответственности лиц, не достигших восемнадцати лет, специально урегулирован законодательством, в частности и вопрос об административной ответственности несовершеннолетних.
В Российской Федерации ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых немалую долю составляют лица, не достигшие совершеннолетия. Повышенное внимание к лицам, не достигшим восемнадцати лет, объясняется также и тем, что их личность недостаточно сформирована и требует особого внимания. Административная ответственность – один из видов юридической ответственности граждан и должностных лиц, которая устанавливается за совершение ими административного правонарушения с обязанностью претерпевать определенные негативные санкции государственно-властного характера. Согласно статье 2.3 Кодекса об административных наказаниях Российской Федерации, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Административная ответственность, которой присущи все признаки юридической ответственности, обладает также и специфическими признаками: её правовой основой являются как законы, так и подзаконные акты, законы субъектов Российской Федерации, то есть она имеет свою правовую базу; субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические, правом применения административного наказания обладает широкий аппарат органов и должностных лиц, административные наказания применяются полномочными субъектами в пределах их компетенции в отношения не подчиненных им субъектов, административная ответственность не влечет судимости для правонарушителя. Административная ответственность несовершеннолетних выражается в применении негативных санкций уполномоченным органом или должностным лицом к лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет.
Правовую основу регулирования административной ответственности несовершеннолетних составляют Конституция Российской Федерации, являющая фундаментальным источником права всего Российского законодательства, кодекс об административных правонарушениях, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование в сфере борьбы с административными правонарушениями, которое строится по двум основным направлениям: самостоятельное определение видов административных правонарушений, посягающих на общественные отношения и полномочия, урегулированные региональным законодательством; определение основ компетенции муниципальных органов власти в борьбе с административными правонарушениями.
При этом принимаемые ими в данной сфере законы не должны противоречить регулирующим общественные отношения федеральным законам, а также вторгаться в сферы, регулируемые в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами Российской Федерации ведения, если поданному вопросу был издан федеральный закон (статья 76 Конституции Российской Федерации). Важным источником, содержащим нормы права об административной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации, является также Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, которое применяется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Все эти акты являются основными источниками регулирования особенностей административной ответственности несовершеннолетних. Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет свои особенности.
Первой особенностью является то, что в отношении несовершеннолетних законодательством предусмотрено правило, по которому дела о совершении административных правонарушениях рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних. К таким лицам применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года. При этом дела о правонарушениях, предусмотренных в статье 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях1 (Безбилетный проезд) и в области дорожного движения рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и их прав, если им было передано дело от соответствующего органа или должностного лица. Вторая особенность – привлечение несовершеннолетних к ответственности является мерой воспитательного характера. Это имеет собой цели предотвращения роста преступности среди подростков и восстановления социальной справедливости в обществе, а также предупреждение совершения новых преступлений. Вместе с этим меры административной ответственности несовершеннолетних предусматривают и привитие у подростков чувства уважительного отношения к другой личности, ее деятельности, соблюдению ее прав и свобод. Административное законодательство не предусматривает специальные меры наказания, относящиеся именно к несовершеннолетним. Существуют правовые особенности применения наказания. Например, штраф может быть применен к несовершеннолетнему лицу только в том случае, если это лицо имеет собственный заработок. При отсутствии этого условия штраф взимается с его родителей или законных представителей (статья 32.2 КоАП РФ). Согласно статье 3.9 КоАП РФ административный арест также не может быть применен к лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет.
Законодательством об административных правонарушениях также предусмотрена административная ответственность родителей за совершения их несовершеннолетними детьми таких правонарушений, за которые последние не могут нести самостоятельно юридическую ответственность, но должны подвергаться иным мерам государственного принуждения. Административная ответственность родителей является компонентом их обязанности по воспитанию детей, надзору за ними и их деятельностью2 . В силу того, что родители определенным образом путем воспитания влияют на поведение своих детей, они могут предупредить совершение несовершеннолетним правонарушения или, наоборот, вследствие не проведения мер воспитания, позволить ребенку совершать безнадзорные действия. Ввиду изложенного можно сказать, что мера административной ответственности применяется к родителям в том случае, когда они фактически не совершали правонарушения.
Федеральными органами исполнительной власти субъектов создаются специальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях профилактики и предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социальнопедагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. Полномочия, порядок создания, структура таких комиссий определяются Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав3 . Согласно статье 2.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Перечень этих мер дается в Положении о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Среди них можно выделить принуждение несовершеннолетнего принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; предупреждение, которое выражается в порицании нарушителя, является мерой морального характера; выговор или строгий выговор; возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанности возместить причиненный материальный ущерб; наложение на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации; передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу; направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им восемнадцати лет но не более чем на три года. Применение названных мер не влечет административной наказанности. Таким образом, административная ответственность несовершеннолетних – это форма реагирования государства на административные правонарушения, совершенные лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, выраженная в применении к ним административного принуждения в виде конкретных административных наказаний или иных мер воспитательного характера. Несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством при применении мер административной ответственности и имеет ряд особенностей, которые определены положением несовершеннолетних в обществе.
Литература: 1. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (ред. от 29.11.2018) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. 02.08. 2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». 3. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник. М.: Норма. 2008. 800 с. С. 649-651.
П. А. Галкина