website templates free download


В статье рассматриваются особенности методики проведения прокурорских проверок исполнения законодательства о социальном обеспечении семей, имеющих детей.

Автор перечисляет источники информации о нарушениях закона в указанной сфере, формулирует вопросы подлежащие выяснению при проведении проверок законности социального обеспечения семей, имеющих детей, а также обобщает типичные нарушения, выявляемые органами прокуратуры в проверяемой сфере. В статье названы меры прокурорского реагирования, применяемые по результатам проведения указанных проверок. Ключевые слова: методика прокурорской проверки, социальное обеспечение, социальная поддержка, многодетные семьи, семьи с детьми. Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) в ст. 7 провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1 .

В Российской Федерации в т.ч. обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в т.ч. при воспитании детей.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 2 от 17.01.1992 № 2202-1 и во исполнение п. 3 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» 3 , предписывающего прокурорам осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т. д.), прокурорскими работниками проводятся проверки исполнения законодательства о социальном обеспечении семей, имеющих детей. Следует отметить, что данные проверки призваны обеспечить защиту прав и законных интересов не только несовершеннолетних, но и их родителей, иных членов семьи.

При проведении прокурорской проверки исполнения законодательства о социальном обеспечении семей, имеющих детей, необходимо изучить федеральное законодательство и законы субъектов, подзаконные акты, организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ в проверяемой сфере. Кроме того, следует изучить практику прокурорского надзора по данному направлению, материалы предыдущих проверок, методические рекомендации вышестоящих органов прокуратуры. Источниками информации о нарушениях закона в проверяемой сфере могут послужить: жалобы и обращения граждан; сведения из средств массовой информации, сети «Интернет»; сведения, поступающие от правоохранительных и контролирующих органов, материалы их проверок; сведения иных государственных органов, организаций, учреждений, фондов, органов местного самоуправления, общественных организаций, коммерческих организаций; материалы прокурорских проверок, проведенных ранее, как в связи с разрешением жалоб и обращений, так и на плановой основе; материалы уголовных, гражданских, административных дел; отчеты, доклады, статистические данные. Для участия в проведении проверки можно привлечь сотрудников территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) в качестве контролирующего органа, а также в качестве специалистов – сотрудников территориальных центров социальной поддержки населения (центров социальной защиты), территориальных управлений Пенсионного фонда России, филиалов регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

К вопросам подлежащим выяснению в указанной сфере можно отнести: вопросы законности назначения и выплаты государственных пособий конкретным гражданам, имеющим детей (соответствие получателей поддержки установленным законом критериям, выплата всех причитающихся видов пособий, а не выборочно); вопросы обеспечения доступности и реализации права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей; соблюдение требований порядка, условий и сроков получения социальной поддержки, назначения и выплаты пособий конкретным гражданам, имеющим детей.

Кроме того, вопросами подлежащими выяснению, являются: соблюдение положений закона о запрете требования предоставления не предусмотренных законом документов, сроках запрашивания у государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, необходимых документов для получения социального обеспечения, назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей, если указанные документы имеются в распоряжении таких органов и организаций, и не были предоставлены гражданами по собственной инициативе; правильность начисления сумм указанных пособий; соблюдение сроков начисления и выплаты сумм пособий; выплата пособий в полном объеме; соблюдение требований порядка индексации и перерасчета государственных пособий.

Вместе с тем, при проведении проверки следует оценить: осуществляется ли должным образом ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, уполномоченным на то органом; соблюдаются ли требования закона о порядке получения и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; вопросы законности распоряжения средствами материнского капитала, в т.ч. использования материнского капитала строго по установленным законом направлениям; соблюдаются ли сроки рассмотрения заявлений о распоряжении средствами материнского капитала; осуществляются ли Пенсионным фондом РФ полномочия в части обеспечения направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, в т.ч. запрашиваются ли сведения о жилом помещении, которое предлагается приобрести на средства материнского капитала (например, не аварийное ли оно, существует ли в действительности, пригодно ли для проживания), запрашиваются ли у муниципалитетов сведения о возможности индивидуального строительства на конкретном земельном участке (при направлении средств на строительство дома).

Прокурорам при проведении проверок исполнения законодательства о социальном обеспечении семей, имеющих детей, следует выяснить: реализуются ли установленные меры социальной поддержки многодетных семей, в т.ч. предоставляются ли скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией; обеспечиваются ли многодетные семьи бесплатными лекарствами, приобретаемыми по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет, бесплатным проездом на внутригородском транспорте (кроме такси), бесплатным питанием для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, и др.

Анализ прокурорской практики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов позволил отнести к типичным нарушениям закона в проверяемой сфере следующее: истребования от лиц, имеющих детей, документов для получения социального обеспечения, не предусмотренных действующим законодательством; нарушение сроков рассмотрения заявлений многодетных семей на получение мер социальной поддержки; незаконные отказы в назначении государственной социальной помощи, пособий, компенсаций и иных выплат гражданам, имеющим детей; неправомерное и необоснованное прекращение выплат пособий; нарушение порядка и сроков предоставления различных видов мер социальной поддержки семьям с детьми.

Кроме того, прокурорами выявлялись факты неправильного начисления и выплаты сумм пособий, компенсаций; факты невыписки врачами при наличии оснований рецептов на бесплатное получение лекарств; несоответствие норм отдельных региональных нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения семей, имеющих детей, федеральному законодательству; факты незаконных отказов гражданам в получении или распоряжении средствами материнского капитала; воспрепятствование распоряжению материнским капиталом по нескольким направлениям; нарушения предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства и др.

Мерами прокурорского реагирования, применяемыми по результатам данных проверок, могут быть представления об устранении нарушений федерального законодательства, протесты на противоречащие закону правовые акты, предостережения о недопустимости нарушений закона, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП РФ, мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании по ст. 1451 УК РФ, исковые заявления в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ о взыскании задолженности по выплате социальных пособий, административные исковые заявления в порядке ст. 39 КАС РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по делам об оспаривании нормативных правовых актов, и др.

А. Д. Киянов


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.