Актуальные юридические консультации по теме: О некоторых вопросах исковой работы прокурора в сфере обращения с отходами производства и потребления

О некоторых вопросах исковой работы прокурора в сфере обращения с отходами производства и потребления

17 Август 2019 15:03:41


В статье рассматриваются вопросы осуществления исковой работы прокурора, направленной на предупреждение и пресечение нарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления. Особое внимание уделено анализу практики обращения прокуроров в суды с заявлениями о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок. Выявлены некоторые проблемы реализации данного процессуального полномочия и предложены пути их разрешения.

Ключевые слова: прокурор, исковая работа, экология, отходы производства и потребления, ликвидация несанкционированных свалок.

Проблема загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления приобретает все большую актуальность. По данным официальной статистики1, с каждым годом в Российской Федерации увеличивается количество образованных отходов производства и потребления (2010 г. –3735 млнтонн, 2014 г. –5168 млнтонн, 2015 г. –5060 млнтонн, 2016 г. –5441 млнтонн, 2017 г. –6221 млнтонн), при этом в среднем утилизируется или обезвреживается лишь половина общего объема произведенных отходов. В качестве одного из факторов, оказывающих влияние на изменение экологической обстановки в стране, выступает деятельность государственных структур по предупреждению, предотвращению, контролю и ликвидации негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

В последнее время наблюдается усиление внимания к экологическим проблемам представителей общественности и органов государственной власти, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации. На регулярной основе проводятся заседания коллегий, форумы и другие мероприятия, на которых обсуждаются проблемы и возможные пути совершенствования прокурорского надзора в экологической сфере. При этом, как подчеркнул на одном из таких мероприятий Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я.Чайка, из более 600 тыс. нарушений законов в сфере охраны окружающей среды, выявленных органами прокуратуры в период с 2016 г. по первый квартал 2018 г., треть связана с оборотом отходов.

Стабильно высокая доля нарушений данной категории (38,5%) в экологической сфере отмечается и за период 2011–2015 г.3Значительный уровень выявляемых в ходе проверок нарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления предопределяет широкий спектр принимаемых прокурорами мер реагирования, среди которых особое место занимает исковая работа. Довольно активно прокурорами используется полномочие по предъявлению заявлений о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок. В 2016 г. –первом квартале 2018 г. из более 22 тыс. направленных в суды заявлений в сфере обращения с отходами производства и потребления более 13тыс. связаны с обращением и утилизацией твердых коммунальных отходов.

Несмотря на то, что на данный момент уже имеется сформированная практика по обращениям прокуроров в суд с заявлениями о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, некоторые аспекты реализации указанного полномочия заслуживают особого внимания и исследования. Вопервых, изучение ряда судебных актов по рассматриваемой категории дел, инициированных прокурором, свидетельствует об отсутствии единства позиции в выборе вида судопроизводства. Так, часть заявлений подана прокурорами в суд в рамках гражданского судопроизводства5по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ, а другая часть –в рамках административного судопроизводства6по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ(далее –КАС РФ).

Необходимость выработки общего подхода очевидна, поскольку неправильный выбор судопроизводства может повлечь отмену судебных актов в связи с нарушением процессуального законодательства. При определении процедуры рассмотрения исследуемой категории дел следует учитывать характер правоотношений. В порядке КАС РФ рассматриваются дела, возникающие из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Несмотря на то, что в качестве истца выступает прокурор, он обращается в защиту неопределенного круга лиц, который и является фактическим субъектом правоотношения. Правоотношения складываются между населением муниципального образования и органом местного самоуправления, который при решении вопросов местного значения реализует административные и иные публичновластные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов в области благоустройства территории муниципального образования.

Следовательно, публичный характер правоотношения обуславливает необходимость рассмотрения заявлений о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок в порядке административного судопроизводства. Вовторых, возникает ряд вопросов при определении надлежащего ответчика. Сложности связаны с дифференциацией обязанностей как между уровнями муниципальных образований, так и между органами местного самоуправления и органами государственной власти, что вызвано изменениями законодательства и перераспределением компетенции публичноправовых образованийв сфере обращения с отходами (в результате которого основные полномочия по обращению с отходами переданы субъектам РФ).

Конституционным Судом РФ неоднократно отмечалось, что используемые формулировки в действующей редакции положений Федерального закона от 06.10.2003 No131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предполагают возложение на органы местного самоуправления не всей полноты бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а осуществление именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационновластного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории10. В этой связи, при определении в качестве ответчика орган местного самоуправления необходимо устанавливать не только в государственной или муниципальной собственности находится земельный участок, на котором образована несанкционированная свалка, но и объем делегированных органом государственной власти субъекта РФ полномочий органу местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Втретьих, при решении вопроса о необходимости направления заявления в суд следует учитывать результаты рассмотрения ранее внесенных актов прокурорского реагирования (как правило, представлений), а также принимать во внимание, что устранение правонарушений в исследуемой области носит долговременный характер.

Если органом местного самоуправления приняты или принимаются конкретные меры к устранению выявленных нарушений (например, в бюджет закладывается финансирование, выполняются мероприятия по ограничению допуска лиц, незаконно складирующих отходы, осуществляется подготовка соответствующей документации для размещения заказа на выполнение услуг и т.д.), то направление заявления в суд вряд ли будет обоснованным.

В определенной степени использование указанного полномочия в подобных ситуациях может быть обусловлено стремлением к повышению показателей эффективности исковой работы. Таким образом, реализация полномочий прокурора по обращению в суд с заявлением о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок имеет ряд проблем, ввиду этого считаем необходимым принятие мерпо корректировке практики предъявления такой категории исков.

К. И. Клюева


Метки: ,

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн