Актуальные юридические консультации по теме: О некоторых проблемах осуществления прокурорского надзора настадии приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях

О некоторых проблемах осуществления прокурорского надзора настадии приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях

17 Август 2019 15:12:22


В статье анализируется деятельность органов прокуратуры и предварительного расследования приприеме, регистрации, рассмотрении сообщения о преступлении. На основании проведенного исследования делается вывод о значимости прокурорского надзора в данной сфере, приводятся типичные нарушения и методы их устранения.Ключевые слова:прокурорский надзор, сообщение о преступлении, учет сообщений о преступлениях.В силу ст.ст.29–30 Федерального закона от 17.01.1992 No22021 «Опрокуратуре Российской Федерации» прокуратурой осуществляется, в том числе,надзор за исполнением законов органамипредварительного расследования.

Уголовное судопроизводство начинается со стадии возбуждения уголовного дела, которая, согласно Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации2(далее –УПК РФ), для которой необходимповод для возбуждения уголовного дела. Такими поводами, в соответствии со ст.140 УПК РФ, могут являться: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора онаправлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Частью 1 ст.144 УПК РФ установлено, чтодознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение всрок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

По статистическим данным прокуратуры Иркутской области3за период сянваря по декабрь 2018 года при осуществлении надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства выявлено 73964 нарушений законов, из них при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений опреступлении –52 197, что составляет более 70% от общего количества выявленных нарушений по данному направлению надзора.

В сравнении с аналогичным периодом 2017 года количество выявленных нарушений приприеме, регистрации и рассмотрении сообщений опреступлении уменьшилось на 14,1%. Однако количество такого рода нарушений остается достаточно высоким.Порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщения о преступлении регламентируется совместным Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономическогоразвития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. No39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»4(далее –Типовое положение).

В соответствии с п.п.2 ч.5 п.5 Типового положения под принятием (приемом) сообщения о преступлении понимается получение его должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия. Пунктом 14 указанного нормативного акта установлено, что отказ в принятии сообщения опреступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным наэти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

Вместе с тем,нередки факты укрытия преступлений путем нерегистрации сообщений о них, уклонения от их приема. Например, известны случаи, когда заявители направляютсялицом, уполномоченным принимать сообщения о преступлениях,к вышестоящему должностному лицу, не приняв и не зарегистрировав сообщение о преступлении, с тем, чтобы принять решение, стоит ли регистрировать поступившеесообщение. Имеются ситуации, когда сотрудники органов предварительного расследования убеждают заявителя не подавать заявление о преступлении, аргументируя это возможностью расправы с нимсо стороны преступника, волокитой вправоохранительных органах, и т.п.

Кроме того, наличествуют факты, когда по причине недобросовестного отношения к своим служебнымобязанностям, корысти, чрезвычайной загруженности своей работы представителями правоохранительных органов регистрируются только «серьезные» преступления (убийства, акты терроризма и т.п.) и укрываются от учета преступления небольшой и средней тяжести (преступления против собственности, против личности и т.д.).

В целях обеспечения эффективности прокурорского надзора заисполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений опреступлениях в органах дознания и предварительного следствия, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов был издан приказ Генерального прокурора Российской Федерации от No277 05.09.2011г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»7, заменивший ранее действовавший приказ No140 от 10.09.2007г.Пункт 1.3 приказа Генерального прокурора РФ No277 05.09.2011г. предписывает, что в целях определения полноты регистрации сообщений опреступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, необходимо:

1. Ежемесячно производить сверки регистрационноучетных данных органов предварительного расследования с учетной документацией, а также с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольноревизионных органах, в том числе контрольносчетных палатах субъектов Российской Федерации, комендантских службах гарнизонов и иных организациях, документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний.2.

Систематически анализировать содержание информационных программ радио, телевидения, иных электронных средств массовой информации, различных публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок.Кроме того, представляется возможным применением такой методики выявления укрытых преступлений от регистрации и учета, как контроль и мониторинг информации о преступлениях, сообщенной телефонным звонком вдежурные части путем прослушивания записи телефонных разговоров дежурных частей.Таким образом, эффективный прокурорский надзор за исполнением законов приприеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях ворганах дознания и предварительного следствия является одним из факторов соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

А.А.Лукьянова




Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн