website templates free download


В статье исследуется вопрос о правах и обязанностях родителей по воспитанию детей в рамках правил, установленных СК РФ. Сделан вывод о том, что воспитание ребенка – явление многоаспектное, включающее в себя, во-первых, родительское воспитание; во-вторых, воспитание, приравненное к родительскому (усыновителями); в-третьих, воспитание родственниками и свойственниками при отсутствии родителей либо в случае отстранения их в установленном порядке от участия в воспитании; в-четвертых, воспитание приемными родителями и иными лицами. Обосновано, что все данные виды воспитания являются разновидностями семейного воспитания. Воспитание родителями рассмотрено, как их право и обязанность и право ребенка на воспитание родителями. Сделано предложение по совершенствованию семейного законодательства.

Ключевые слова: семейное воспитание, родительское воспитание, ребенок, родители, приемные родители, опыт, знание. Одним из основных прав и одновременно обязанностей российских родителей по отношению к своим детям является «право=обязанность» по воспитанию детей. Специфика данного «права=обязанности» состоит: 1) в единстве права и обязанности родителей; 2) их одновременном действии; 3) объективной связи с правом ребенка на воспитание; 4) их результате – уровне обеспеченности ребенка в семье и уровне его развития, степени его социализации и подготовки к самостоятельной жизни, в целом благополучного воспитания и развития. Проблемы, связанные с осуществлением и исполнением родителями данного «права=обязанности», не утрачивают своей актуальности, а их решение имеет как теоретический, так и практический интерес. В научной литературе к данной проблеме обращались и обращаются многие ученые, философы, юристы, психологи >6, 7, 9, 10, 12, 13@. Воспитание явление – многоаспектное, оно включает в себя умственное, физическое, психическое воспитание и развитие ребенка, подготовку к самостоятельной жизни, осознание социальной ответственности перед членами семьи и обществом в целом; усвоением уроков жизни, семейных и иных общечеловеческих ценностей. Воспитание ребенка родителями, а при их отсутствии – родственниками, свойственниками, представляется семейно-правовой категорией. Воспитание ребенка усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями является семейной и социально-правовой категорией. Воспитание ребенка в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей, – социально-правовой категорией.

Отметим, что во всех названных видах воспитания могут участвовать органы опеки и попечительства и иные уполномоченные органы государства и муниципальных образований. Ученые понимают данное право в целом единообразно – как благо, призванное обеспечить полное и всестороннее развитие ребенка, и обосновывают результат процесса воспитания – воспитание полноценной личности, всесторонне развитого человека, способного самостоятельно обеспечить свое существование, насколько это объективно возможно. Специалисты в сфере педагогики и культуры Л.С. Алексеева, Т.В. Андреева, С.В. Дармодехин и многие другие ученые основу семейного воспитания усматривают в работе по развитию и повышению педагогической культуры самих родителей, как первых воспитателей, а также взаимосвязи педагогического просвещения и самообразования >4, 5, 8@. В.Г. Белинский подчеркивал, что демократическая педагогика с доверием относится к детям, что в каждом ребенке есть хорошие стороны.

Искусство воспитания в том и состоит, чтобы их выявить, развивать, сформировать >14, с. 139–154@. Главнейшим условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность >11, с. 184–199@. В.А. Сухомлинский сделал вывод о том, что прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают детей и людей в целом >16, с. 44–73@. Действительно, находясь у истоков воспитания, родители закладывают основы понимания ребенком жизни и деятельности (миропонимания), основы доброго, полезного и необходимого поведения. Надо полагать, что право и обязанность родителей по воспитанию ребенка имеет сложные структуру, содержание и назначение. Юридическая наука данное право и обязанность рассматривает в качестве правового сопровождения физического, умственного, психического воспитания родителями своих детей, передачи им знаний, умений, опыта и в целом подготовки к самостоятельной жизни как полноценной личности.

Право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей неразрывно связано с правом несовершеннолетних детей на воспитание своими родителями в семье и включает не только сугубо воспитание, но и возможность знать своих родителей, возможность проживать с ними совместно, возможность на заботу со стороны родителей, в т.ч. и по воспитанию (ст. 54–57, 63 СК РФ). Право на воспитание означает всяческую заботу со стороны родителей о своем ребенке, его здоровой, безопасной и благополучной жизни, насколько это возможно, исходя из их имущественного состояния, личностных качеств, семейного мировоззрения, семейной культуры и в целом мировоззрения и ответственности перед ребенком, обществом и государством. Воспитание охватывает все аспекты жизнедеятельности ребенка, а особенно его умственное, физическое, психическое развитие, а также интеллектуальное и духовное. Как правило, мать и отец исходя из природных инстинктов действуют глубоко осознанно, передавая ребенку знания, опыт человеческой жизни, распространяя добро, положительные нравственные установки и исключая умышленное зло, в том числе, в форме насилия. Урегулировать правом многоаспектность воспитания объективно невозможно.

В такой ситуации действуют и нормы нравственности, семейные ценности, традиции, и в целом семейные обычаи, и общечеловеческие установки, сложившиеся в сфере воспитания несовершеннолетних детей родителями. Родители в России в целом, с учетом участия в воспитании государственных и муниципальных образований, т.е. под особым постоянным или эпизодическим контролем и помощи государства и общества, стараются воспитать своих детей достойно, подготовить к самостоятельной и благополучной жизни в качестве здорового, всесторонне развитого человека. Вместе с тем далеко не все российские дети находятся в условиях, обеспечивающих их достойную жизнь, известны случаи всяческого насилия над ребенком: физического, психического, умственного, уклонение от воспитания и содержания, влекущие семейно-правовую ответственность родителей. Согласно данным судебной статистики за 2019 г. рассмотрено 53 727 дел о лишении родительских прав и ограничении в родительских правах1 . О ненадлежащем воспитании детей свидетельствует и число детей, оставшихся без попечения родителей; число детей, ставших родителями в несовершеннолетнем возрасте. Так, за 2018 г. число детей, оставшихся без попечения родителей, составило 430 829 ребенка2 ; число несовершеннолетних матерей составило 11 361 человек3 . Недостатки воспитания детей определяются не только виновным поведением родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям, направленным на причинение зла детям, но и невиновным, однако, недолжным отношением к детям.

Такое возможно по причине психических расстройств у родителей; физических недостатков, ограничивающих их участие в воспитании детей, «чрезмерной» заботы о ребенке, выражающейся в стремлении всесторонне воспитать ребенка путем излишней загруженности занятиями в различных образовательных организациях без учета состояния здоровья ребенка и в целом его возможностей. И тут нельзя не согласиться с великими мыслителями, в том числе названными выше, о том, что мужчину и женщину, ставших родителями, необходимо обучать навыкам воспитания детей. По мнению автора данных слов, воспитание родителей начинается с появления их самих на свет, а не с момента создания ими семьи и рождения у них ребенка. Родившийся ребенок, с момента его осознанного поведения должен воспитываться в духе семейной ответственности и заботы каждого члена семьи о других её членах. Начинается процесс воспитания с заботы о ребенке без какой-либо видимой обязанности.

Однако ребенку необходимо, насколько это возможно, объяснять ценность поступков, значение заботы, и какими усилиями добрая забота достигается. Бесспорно, одними объяснениями в такой ситуации ограничиваться нельзя. Поведение родителей должно быть таким, чтобы оно передавало ребенку уроки добра и заботы, в которых в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья должен участвовать и ребенок. Воспитание, как нами отмечено выше, – взаимное функциональное поведение родителей и ребенка, направленное на создание условий в семье для благополучия каждого и особенно растущего и развивающегося ребенка и престарелых лиц. Действующее в настоящее время семейное и иное законодательство относительно регламентации отношений между родителями и их несовершеннолетними детьми не всегда, в силу его несовершенства, согласованно взаимодействует между собой.

СК РФ в этой части регламентирует лишь некоторые аспекты воспитания, имеет множество пробелов (гл. 11–12). СК РФ не дает понятия воспитания, в том числе семейного, не регламентирует сам процесс воспитания, не определяет результат воспитания и в целом бьет по хвостам, когда устанавливает ответственность за ненадлежащее воспитание. Правовое сопровождение воспитания ограничивается установлением ответственности за вредоносное отношение к ребенку. Иные законодательные акты о воспитании детей предусматривают регламентацию этих отношений уже применительно к получению ребенком образования (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» >1@; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» >2@), либо обеспечения его здоровья (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» >3@) и т.д. Семейное воспитание означает воспитание детей в семье обоими или единственным родителем и/или другими членами семьи (братьями и сестрами, бабушками и дедушками), а также приемными родителями, усыновителями и другими лицами, с участием государства.

Родительское воспитание – воспитание ребенка биологическими родителями. Несомненно, что при таком воспитании возможно участие и других лиц.

Такое воспитание может быть в семье однопоколенной или многопоколенной. Суть такого воспитания состоит в осуществлении воспитания родителями по кровному родству. В тех случаях, когда ребенок воспитывается в семье приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, воспитание переходит в разряд семейного и социально-правового. Для семейного воспитания характерно воспитание ребенка в семье не обязательно родителями, но и другими лицами, в том числе заменяющими родителей. Родительское воспитание осуществляется также в семье. Основное различие усматривается в том, кто осуществляет воспитание ребенка: родители с участием других лиц или иные лица, с участием других лиц (родственников, свойственников, органов государственной власти, органов местного самоуправления). Родителей объединяет с ребенком кровное родство, в основе которого лежит родительский или природный инстинкт. Лица, заменяющие родителей, как правило, ориентируются на общие социальные ценности. Вместе с тем и те и другие обязаны исходить из создания ребенку условий для благополучного воспитания и развития, насколько это объективно возможно. Воспитание родителями сугубо семейно-правовая категория, воспитание иными лицами –семейно- и социально-правовая категория.

Необходимо законодательно разграничить семейное воспитание на: 1) родительское воспитание; 2) воспитание, приравненное к родительскому (усыновителями); 3) воспитание родственниками, свойственниками; 5) воспитание приемными родителями, опекунами (попечителями). Главу 11 СК РФ следовало бы дополнить ст. 61.1 «Семейное воспитание», которую изложить в следующей редакции: «Воспитание ребенка в РФ осуществляется в семье родителей, насколько это объективно возможно. Родители ребенка- основные его воспитатели, имеют право на воспитание преимущественно перед другими лицами и обязаны воспитать ребенка достойно, в благополучии, подготовить его к самостоятельной жизни как всесторонне развитого, здорового человека, социально осознающего свою ответственность перед семьей, обществом и государством. Воспитание в семье включает в себя передачу ребенку знаний, опыта, уроков жизни и деятельности. Помощь родителям в воспитании оказывают другие родственники, свойственники, органы государственной власти и органы местного самоуправления. В случае, когда родители оба или единственный умерли, либо по иным причинам лишены права на воспитание ребенка, воспитание ребенка осуществляется в семье другими родственниками, иными лицами, в том числе приемными родителями, усыновителями с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления».

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. 2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802. 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 263. 23.11.2011. 4. Алексеева Л.С. Народная мудрость о воспитании прекрасного: [Монография] // Пятигорск: Изд-во Пятигор. гос. лингвист. ун-та, 2002. С. 84–97. 5. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. С. 151 – 168. 6. Беспалов Ю.Ф. Семейные отношения и семейные споры в практике судов РФ: научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2020. 224 с. 7. Геворгян М.А. Правовой статус и нематериальные блага ребенка в гражданском и семейном праве России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 1. С. 56 – 59. 8. Дармодехин С.В. Воспитание детей: проблемы развития стратегии // М.: ФГНУ "Ин-т семьи и воспитания", 2014. С. 139 – 154. 9. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2006. С. 192. 10. Кистерев Д.Д. Ребенок как субъект исключительного права по гражданскому законодательству Российской Федерации. Гос. служба и кадры, 2018. С. 67–71. 11. Макаренко А.С. Книга для родителей. Pubmix.com, 2012. С. 184–199. 12. Нечаева А.М. Семейное право: учебник для вузов / А.М. Нечаева. 8- е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 294 с. 13. Права ребенка в РФ и проблемы их осуществления. Монография. // Отв. ред. Беспалов Ю.Ф., Москва, Проспект, 2018, с. 288. 14. Педагогические сочинения / В.Г. Белинский; Со вступ. ст. Г.А. Фальборка и очерком жизни и пед. деятельности Белинского, примеч. и библиогр. указаниями А.Г. Фомина. СПб.: Изд-во газ. «Шк. и жизнь», 1912. XII. С. 139–154. 15. Семейное право: очерки из классики и модерна / Н.Н. Тарусина. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 615 с. 16. Сухомлинский В. Родительская педагогика / Алма-Ата: Мектеп, 1983. С. 44–73.

Ю.Ф. Беспалов


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.