website templates free download


Термин «правовой акт» используется в юридической науке в различных смыслах. В данной главе мы будем исходить из наиболее распространенного понимания правового акта как официального письменного документа, принятого специальным правомочным субъектом (государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом), направленного на регулирование общественных отношений, выступающего носителем нормативных или индивидуально-определенных предписаний (властных велений) и порождающего в связи с этим определенные правовые последствия.

Признаки правового акта:

1. Особая форма правового акта, которая обусловлена его предназначением – быть внешней формой выражения права, обособляет его от иных документов. Текст любого правового акта четко структурирован и построен по правилам юридической техники (имеет разделы, главы, статьи, части, пункты, нормы и т. п.), документ имеет обязательные реквизиты. Несоответствие правового акта надлежащей форме (то есть отсутствие у документа данного признака) приведет к тому, что действие акта не будет иметь тех юридических последствий, которых желал бы орган, его издавший.

2. Правовой акт имеет официальный характер, он издан органом, организацией или должностным лицом, действующими в рамках установленных законодательством полномочий.

3. Волевой характер правовых актов. Они воплощают в себе волю государства, его органов, отдельных граждан, характеризуются направленностью на удовлетворение типичных и конкретных интересов, на достижение определенных юридических последствий. Правовые акты, оформляя эту волю, оснащая ее юридической силой, способствуют ее проявлению, реализации. 4. Правовое содержание правового акта. В акте закреплены содержательные элементы правовой системы – юридические нормы, правоположения практики, индивидуальные предписания, имеющие юридические последствия. 5. Издание правовых актов допускается строго в пределах компетенции соответствующего органа. Органы публичной власти и их должностные лица с помощью правовых актов реализуют закрепленную за ними компетенцию.

Строгое соответствие правового акта характеру и объему компетенции государственного органа или органа местного самоуправления является важнейшим критерием его законности, содержательности и обоснованности. 6. Правовой акт обладает целевой ориентацией. Это достигается с помощью разных способов – путем установления правовых норм, образования, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния и т. д. 7. Общедоступность и общеобязательность правового акта. Общедоступность означает не только широкую возможность каждого индивида своевременно получать всю необходимую информацию об издаваемых или принятых правовых актах, но и понимать суть требований и иных положений, составляющих их содержание.

Под общеобязательностью понимается необходимость строгого и неуклонного выполнения их требований. При помощи актов получают широкую огласку конкретные решения, они доводятся до лиц, которые обязаны их исполнять. Игнорирование правовых актов, препятствование их реализации является нарушением законности. 8. Обладание юридической силой. Это свойство акта порождать определенные правовые последствия (регулировать общественные отношения). Юридическая сила правового акта указывает на его место в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Юридическая сила правовых актов есть обязательное требование соответствия актов нижестоящих государственных органов актам вышестоящих органов, актов одного вида актам другого вида. Иными словами, с помощью понятия «юридическая сила акта» можно установить его соподчиненность с другими актами, выразить системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом. С особенностями правового акта как внешней формы правовых явлений связаны его собственные функции в правовой системе.

Правовой акт играет роль инструмента формирования юридических норм, иных юридических явлений, оснащения их юридической силой. Только благодаря правовым актам может существовать одно из важнейших первичных свойств права – его формальная определенность. Так, при помощи нормативных актов вводятся в правовую систему новые нормы, изменяются или отменяются устаревшие. Индивидуальные акты проводят волю государства или отдельных лиц, связанную с возникновением либо изменением правоотношений. Правовые акты таким образом призваны обеспечить полное и точное выражение содержащейся в них воли, гарантируя тем самым осуществление публичных интересов. В связи с этим эффективность правового регулирования общественных отношений во многом зависит от того, насколько полно и точно выражена вовне (т. е. в правовых актах) воля государства. Далее, в государственном и муниципальном управлении правовые акты выполняют функцию правового регулирования.

Они являются и нормативным правовым фундаментом управления как процесса, как системы в целом, так и отдельных их элементов, и инструментом государственного управления. Поскольку правовое регулирование в целом следует рассматривать как оптимизирующий фактор управления, для выполнения данной функции важно качество правовых актов. Оно обеспечивается соответствием правовых актов ряду принципов: принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; принцип федерализма; принцип иерархичности правовых актов; принцип системности; принцип научности; принцип антикоррупционной направленности; принцип правовой определенности; принцип гласности и учета общественного мнения.

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник / под общ. ред. Д. В. Пожарского ; И. А. Андреева [и др.]. – Москва : Академия управления МВД России, 2020. – 404 с.


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.