website templates free download


Проблема реализации работниками права на выплату выходного пособия и сохранение среднего месячного заработка при увольнении в связи с ликвидацией организации является актуальной, так как сегодня число ликвидируемых организаций неуклонно растет, что часто приводит к не предоставлению такими организациями указанной гарантии.

В настоящей статье проведен анализ разработанных Правительством Российской Федерации (далее – Правительство РФ) изменений. Согласно ч. 1 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ), целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей [1].

Одной из таких гарантий является выплата выходного пособия работнику и сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, установленная ст. 178 и ст. 318 ТК РФ. Например, в ч.1 ст. 178 ТК РФ говорится о том, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) [1].

Указанная гарантия направлена на обеспечение материальной поддержкой лиц, уволенных в связи с обстоятельствами, препятствующими сохранению трудовых отношений и не зависящими от волеизъявления работника либо его виновного поведения; на компенсацию времени, затраченного на поиск новой подходящей работы. Однако имеют место ситуации, когда работодатель-организация ликвидируется до истечения двух месяцев, не выплачивая предусмотренный законом средний месячный заработок, тем самым нарушая конституционные принципы равенства и справедливости. В связи с этим Конституционный суд Российской Федерации (далее – КС РФ) в своем постановлении от 19.12.2018 г. № 45-П признал ч. 1 ст. 178 ТК РФ частично не соответствующей Конституции Российской Федерации [3]. В целях реализации данного постановления КС РФ Правительство РФ разработало два законопроекта (№ 736450-7, № 736458-7), которые на данный момент находятся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Первый законопроект направлен на изменения ТК РФ, второй – на изменение Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законопроектом № 736450-7 предлагается: 1) наделить работодателя правом предоставлять работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации, предусмотренные законом гарантии (выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц после увольнения) в виде выплаты ему при увольнении выходного пособия в размере двукратного среднего месячного заработка; 2) установить предельный срок, в течение которого уволенный работник вправе обратиться к бывшему работодателю за выплатой среднего месячного заработка на период трудоустройства. Этот срок составляет не более 15 календарных дней после окончания второго месяца трудоустройства, а в исключительных случаях при наличии решения органа службы занятости населения – после окончания третьего месяца трудоустройства. 3) все выплаты, полагающиеся увольняемому работнику при ликвидации организации, производить в полном объёме, в том числе до истечения периода трудоустройства, до завершения этой ликвидации в соответствии с гражданским законодательством [5]. Аналогичные изменения предлагается внести в ст. 318 ТК РФ, устанавливающую гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В законопроекте № 736458-7 предлагается: 1) дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» положением об обязательном подтверждении произведения выплат, предусмотренных трудовым законодательством для увольняемых в связи с ликвидацией организации работников, при государственной регистрации ликвидации юридического лица; 2) осуществлять внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица не ранее истечения срока, предусмотренного трудовым законодательством для обращения к работодателю работников, уволенных в связи с ликвидацией юридического лица, за получением среднего месячного заработка на период их трудоустройства и осуществления этих выплат в полном объеме, либо ранее этого срока, но при условии досрочного предоставления увольняемым в связи с ликвидацией юридического лица работникам предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации выплат за весь период сохранения среднего месячного заработка на период их трудоустройства [5]. Рассмотрим положительные и отрицательные аспекты указанных предложений.

Гарантируя полное представление всех выплат всем работникам до ликвидации организации, изменения не затрагивают процедуру начисления и осуществления таких выплат. Хотя на этом стоит акцентировать внимание. Например, согласно ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ № 127), расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, производятся во вторую очередь [2]. Помимо этого вне очереди выплачиваются текущие требования, то есть возникшие в ходе процедуры банкротства. Во-первых, в том и другом случае ничего не говорится о выплате полагающегося работнику среднего месячного заработка. Во-вторых, согласно положениям ч. 9 ст. 142 ФЗ № 127, требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными [2]. Т.е. в случае неплатежеспособности работодателя работники лишаются получения установленных гарантий. Следовательно, возникает противоречие между законодательством о банкротстве и трудовым законодательством, которое нужно разрешить. Министерство труда Российской Федерации изначально предлагало уточнить, что выплаты лицам, за которыми сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством РФ, относятся ко второй очереди удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица. Однако данное положение не было отражено в проектах.

Кроме этого некоторые части законопроекта не согласованы между собой. Например, в одной части указано, что работодатель обязан выплатить средний месячный заработок за третий месяц работнику в течение третьего месяца. В другой части говорится о том, что работник вправе обратиться к работодателю за получением среднего месячного заработка на период трудоустройства в срок не позднее 15 календарных дней после окончания третьего месяца трудоустройства, в течение которого за ним сохранялся средний заработок. Аналогичные противоречия существуют и в предложенных изменениях ст. 318 ТК РФ. Помимо этого, в вышеуказанных законопроектах не конкретизированы некоторые формулировки.

Так, в предложенных изменениях ч. 6 ст. 178 и ч. 6 ст. 318 ТК РФ не понятно, о каком периоде трудоустройства идет речь. Также неразрешенным остается вопрос о перечне исключительных случаев сохранения среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2017) конкретно не перечисляет исключительные случаи, в нем лишь указано, что исключительные случаи, должны касаться уволенного работника и быть связаны с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного [4]. Это порождает некоторые трудности в правоприменительной практике. Таким образом, с одной стороны, принятие указанных поправок поспособствует реализации права всех работников на выплату выходного пособия и сохранение среднего месячного заработка в полном объеме до ликвидации организации, тем самым исключит случаи несоблюдения ликвидирующей организацией установленных гарантий. С другой стороны, вышеуказанные изменения имеют ряд недочетов, которые следует доработать.

Список использованных источников: 1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС «Консультант Плюс». 2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 12.11.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «КонсультантПлюс». 3. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2018 № 45-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Трофимовой" // СПС «КонсультантПлюс».4. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 // СПС «КонсультантПлюс». 5. Заключение комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов по проекту федерального закона № 736450-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий по выплате выходного пособия и сохранению среднего месячного заработка работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в том числе из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [Электронный ресурс] // https://sozd.duma.gov.ru/bill/736450-7 (дата обращения: 15.11.2019).

Чиркина О.С.


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.