website templates free download


В статье автором рассматриваются проблемы, связанные с защитой трудовых прав граждан органами прокуратуры. Автор выявляет недостатки процессуального законодательства, регламентирующего порядок защиты прокурором трудовых прав неопределенного круга лиц; обращает внимание на то, что в трудовом законодательстве прокуратура не указана в числе органов, осуществляющих защиту трудовых прав граждан. В статье рассматриваются материалы актуальной судебной практики, в исследуемой сфере.

По результатам выявленных проблем автор формулирует предложения по их законодательному урегулированию. Ключевые слова: прокурор, иск, проверка, гражданский процесс, трудовые права, работник, работодатель, защита трудовых прав, прокурор в гражданском процессе, суд, защита прав, трудовые правоотношения. На сегодняшний день защита трудовых прав граждан остается важнейшим направлением деятельности прокуратуры. Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что одними из наиболее распространенных нарушений трудовых прав граждан являются нарушения в сфере оплаты труда. Эти нарушения существенно затрагивают интересы работника, наносят ему и членам его семьи имущественный ущерб. К числу типичных нарушений относятся невыплата в установленные сроки заработной платы, неполная выплата заработной платы, выплата заработной платы ниже минимального размера оплаты труда.

Одной из форм защиты трудовых прав является их защита таким государственным органом, как прокуратура, основной задачей которой является надзор за соблюдением законности, в том числе и трудовых, и смежных с ними правоотношениях. Согласно данным Прокуратуры Иркутской области, в 2020 году в органы прокуратуры поступило более 230 информаций из налоговых органов, органов местного самоуправления, Государственной инспекции труда в Иркутской области о нарушении трудового законодательства. В отчетном периоде горрайпрокурорами проведено около 1 тыс. проверок, в ходе которых выявлено свыше 5,5 тыс. нарушений трудовых прав граждан, принесено 157 протестов, внесено 591 представление. В суды направлено более 1,7 тыс. заявлений о взыскании задолженности по заработной плате, по материалам прокуроров следователями органов предварительного расследования возбуждено 7 уголовных дел.

Право прокурора на обращение с заявлением в суд или вступление в дело в любой стадии процесса в защиту нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере трудовых (служебных) отношений предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 1, ст. 35, 37, 39 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В ходе осуществления надзора за соблюдением прав граждан в сфере оплаты труда прокурор вправе использовать предусмотренные ст. 23-25.1. и др. Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 средства прокурорского реагирования (протест, предостережение о недопустимости нарушений закона; представление об устранении нарушений закона, вынесение постановления по делу об административном правонарушении). Принятие полного комплекса мер прокурорского реагирования с учетом оценки прокуратурой возможных негативных последствий исполнения требований прокурора при внесении актов реагирования способствует восстановлению нарушенных трудовых прав граждан. Предостережение о недопустимости нарушения закона является одной из профилактических и эффективных мер прокурорского реагирования.

Так, в Кировской области в 2019 году проведены 4 заседания, на которых заслушаны руководителям организаций, которые имели задолженность по заработной плате, им объявлены предостережения о недопустимости нарушений трудового законодательства, что способствовало погашению задолженности на общую сумму более 14 млн. рублей.

В целом, принятые горрайпрокурорами меры реагирования способствовали погашению в отчетном периоде более 174 млн. рублей задолженности по заработной плате. Важным аспектом также является усиление контроля за выплатой задолженностей по заработной плате работодателями-банкротами.2 Согласно п. 2.5.6 Приказа Генерального прокурора России от 15.03.2019 г. № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» в организациях-банкротах, имеющих просроченную задолженность по заработной плате перед работниками (бывшими работниками), прокуроры должны проверять исполнение арбитражными управляющими законодательства в части включения в реестр требований кредиторов суммы указанной задолженности, взыскания дебиторской задолженности, возврата незаконно отчужденного имущества должника, недопущения искусственного затягивания процесса его реализации, соблюдения очередности удовлетворения требований кредиторов, ведения установленных законом учета и отчетности.3 С целью восстановления прав работников с момента введения процедуры банкротства на предприятиях прокуратуры не должны исключать данные предприятия из списка поднадзорных объектов, поскольку деятельность арбитражных управляющих часто малоэффективна, а одним из распространенных нарушений является непринятие мер, направленных на погашение задолженности по заработной плате.

Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда свидетельствует о том, что надзор за соблюдением трудовых прав и граждан является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Проблемы несоблюдения прав граждан на получение причитающихся им выплат, установления заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, уклонения от начисления выплат компенсационного и стимулирующего характера являются крайне распространенным явлением. Надзорная деятельность органов прокуратуры играет важную роль в выявлении, пресечении, устранении и предупреждении указанных нарушений, а также в восстановлении нарушенных прав.

Вместе с тем, законодательство о прокуратуре имеет ряд недостатков, которые, как мы полагаем подлежат скорейшей законодательной корректировке. Так, ряд ученых предлагают дополнить нормы законодательства, регулирующие объем полномочий прокурора в указанной сфере.

Статья 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, устанавливая полномочия прокурора, не закрепляет за ним права обратиться в защиту неопределенного круга лиц (но в ст. 45 ГПК РФ подобное право прокурора предусмотрено), что является несогласованностью законодательства и должно быть устранено.4 Так, в случае отказа прокурора – процессуального истца от иска в защиту неопределенного круга лиц это право или законный интерес останутся незащищенными, так как «неопределенный круг лиц» самостоятельно, без процессуального истца, продолжать процесс не сможет, что следует из системного анализа п. 2 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, ч. 2 ст. 209 ГПК РФ, ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, ч. 2 ст. 209 ГПК РФ. В этой связи, для преодоления указанного пробела представляется необходимым, во-первых, дополнить п. 2 ст. 45 ГПК РФ следующей нормой: «При отказе прокурора от заявления, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд продолжает рассмотрение дела по существу». Аналогичное положение должно быть предусмотрено в п.2 ст. 46 ГПК РФ5 в случае отказа от заявления указанным в этой статье субъектами.

Анализ положений ст. 353, ст. 353.1 ТК РФ6 показывает, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства призвана осуществлять федеральная инспекцией труда. Надзор за безопасностью работ в различных сферах осуществляется соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а ведомственный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствующем, установленном законодательством порядке. При этом прокуратура как один из основных надзорных органов государства в данной сфере в положениях ТК РФ не указана, что на наш взгляд, является существенным недостатком закона, подлежащим законодательному восполнению.

А. В. Андреева


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.