website templates free download


Боровинских Валентина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и финансов, ФГБОУ ВО «Курганская ГСХА», Лесниково, Россия Чумак Елизавета Олеговна, студентка 5 курса специальности «Экономическая безопасность», ФГБОУ ВО «Курганская ГСХА», Лесниково, Россия Borovinskikh Valentina Alexandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Accounting and Finance, Kurgan State Agricultural Academy by T.S. Maltsev, Lesnikovo, Russia Chumak Elizaveta Olegovna, 5 th year student, specialty of Economic Security, Kurgan State Agricultural Academy by T.S. Maltsev, Lesnikovo, Russia Аннотация. Эффективность механизма взимания налогового платежа или сбора зависит от законодательства, регламентирующего процесс их установления, введения и взимания.

В условиях экономически неблагоприятной ситуации власти страны должны выявлять пробелы нормативно-правовых актов, снижающих поступления платежей в бюджет. Торговый сбор – относительно новый платеж, но его фискальные возможности огромны. Abstract. The effectiveness of the mechanism for collecting a tax payment or fee depends on the legislation regulating the process of their establishment, introduction and collection. In an economically unfavorable situation, the country’s authorities should identify gaps in legal acts that reduce the receipt of payments to the budget. The trade fee is a relatively new payment, but its fiscal potential is huge. Ключевые слова: торговый сбор, налог, проблемы применения, налоговое законодательство.

Keywords: trade fee, tax, application problems, tax legislation. Финансовые возможности России по привлечению инвестиций и размещению свободных денежных средств были снижены вследствие кризиса и санкций, что привело к необходимости поиска источников финансирования расходов бюджета. Сложная ситуация, сложившаяся в Российской Федерации в связи с отрицательной динамикой цен на нефть, повлекла за собой образование дефицита бюджета. Для предотвращения кризиса требуется разработка четкого плана и принятие быстрых и действенных решений, одним из которых являются налоговые реформы. Грамотное введение налогов может способствовать увеличению доходов бюджета, для этого необходимо их взимание с плательщиков, имеющих ресурсы для уплаты. В настоящее время такими плательщиками являются предприятия торгового сектора. В связи с необходимостью принятия мер по пополнению местных бюджетов 1 июля 2015 года были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, связанные с добавлением главы 33 «Торговый сбор». В данной главе освещен порядок исчисления и уплаты торгового сбора, его основные элементы [1]. В соответствии с законодательством торговый сбор является местным и может быть введен лишь в городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Вводится он на территориях муниципальных образований соответствующими нормативными актами. На данный момент правом введения сбора воспользовался лишь город Москва. В нем уплата данного сбора производится на основании закона от 17.12.2014 г. № 62 «О торговом сборе». Данный закон освещает основы и нюансы нового налога для хозяйствующих субъектов муниципального образования. Торговый сбор – это обязательный фиксированный платеж предпринимателя, работающего в сфере торговли [3]. Так как он был введен относительно недавно, то одной изнаиболее важных проблем применения является наличие малого опыта работы сотрудников налоговых органов с этим платежом и небольшой объем теоретической проработки данного сбора. В связи с этим возникает ряд проблем с исчислением и уплатой сбора, первой из которых можно назвать сложность определения площади торгового зала. К ней относится только та часть магазина:  которая оснащена прилавками, столами, предназначенными для выкладки с целью демонстрации товаров;  на которой установлено оборудование для совершения денежных расчетов и обслуживания покупателей;  которая является местом для рабочих и обслуживающего персонала;  которая служит проходом к магазину для покупателей [2]. При этом не относится к данной площади та часть магазина, на которой не производится обслуживание покупателей: подсобные, административно-бытовые помещения, места для приема и хранения товаров, места для подготовки товаров к продаже. В определении площади торгового зала поможет инвентаризационная и правоустанавливающая документация: договор аренды, проект здания. В качестве второй проблемы можно выделить отсутствие специальной отчетности для уплаты торгового сбора, например, декларации.

Третья – отсутствие дифференциации по доходности деятельности предприятия. Это является важным аспектом, так как организации, занимающие одинаковую торговую площадь, могут иметь различную рентабельность, обусловленную различиями в ассортименте товаров и местонахождению самой организации. Отрегулировать размер торгового сбора можно при помощи введения специального коэффициента, основанного на рентабельности продаж хозяйствующего субъекта. В-четвертых, не менее важным аспектом является трактовка основных понятий и элементов торгового сбора. Рассмотрение признаков сбора говорит о том, что сущность торгового сбора больше подходит для толкования его как «налог». В соответствии со статьей 8 НК РФ сбору присущи обязательность, возмездность и нерегулярность внесения платежей. Из перечисленных принципов в отношении торгового сбора соблюдается лишь первый. Данный сбор взимается со всех плательщиков, так как ими являются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью. Возмездность предполагает совершение в отношении плательщика сбора со стороны государственных органов власти юридически значимых действий, выдачу какихлибо разрешений или лицензий.

Если рассмотреть возмездность в случае с торговым сбором, то она весьма условная, которая возможно, реализуется в виде якобы предоставленного устного разрешения муниципальными органами власти субъектам хозяйствования на осуществление торговой деятельности на территории муниципального образования, введшего данный сбор. Таким образом, видно, что в отношении торгового сбора принцип возмездности не выполняется [4]. Так же не предусматривается единовременность или нерегулярность платежей. В соответствии с НК РФ главой 33, рассматриваемый сбор уплачивается за каждый квартал. Кроме того, все классификационные группы по видам налогов в полной мере корректно применимы для торгового сбора, что еще раз подчеркивает его налоговую природу. При условии изменения «торгового сбора» на «торговый налог», нужно помнить о необходимости пересмотра определения всех основных элементов налогообложения, без законодательного закрепления которых налог не будет считаться установленным. Такое изменение является научно обоснованным и логичным. Так же следует обратить внимание на отсутствие в законодательстве налоговой базы по торговому сбору, которая определена лишь формально. Это связано с тем, что платеж определен как сбор. В случае определения его как налога следует выделить налоговую базу в отдельную статью. Оставшиеся элементы для определения торгового сбора как налога и принятия его как установленного это: объект налогообложения, налогоплательщики, налоговый период, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, порядок исчисления. Объект совершения торговой деятельности или его площадь могут быть определены для торгового сбора как налоговая база. Правильное определение статуса платежа необходимо для избегания проблем, обусловленных нестыковкой законодательных положений, практики применения теоретических основ, а также правильного взимания, регулирования и контроля за правильностью исчисления и уплаты данного сбора.

В связи с тем, что торговый сбор является относительно новым, существует достаточно большое количество недоработок, однако данный платеж имеет ряд положительных аспектов:  сбор помогает взимать налоги с тех предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые до введения данного сбора имели возможность уклоняться от уплаты налогов или минимизировать их;  может быть сделан точный прогноз поступлений в бюджет, что существенно облегчает планирование бюджета и контроль.

Если же предприятие является добросовестным плательщиком налогов, то налоговая нагрузка не увеличится в связи с тем, что законодательством предусмотрены особенности исчисления: – сумма сбора включается в состав расходов и сокращает налоговую базу по налогу на прибыль, при условии применения организацией общего режима или упрощенной системы налогообложения; – если торговая деятельность осуществляется в месте государственной регистрации, то предприниматели вправе уменьшить сумму налога на доходы физических лиц на сумму торгового сбора при применении ими общего режима налогообложения [1]. Рассмотрев и изучив главу 33 Налогового Кодекса РФ, можно отметить несоответствие названия платежа его экономической сущности как основную нерешенную проблему, касаемо торгового сбора, отрицательно сказывающуюся на разработанных положениях законодательства. Из этого следует необходимость внесения изменений в соответствующую главу НК РФ в части переименования «торгового сбора» в «торговый налог».

Библиографический список 1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный документ] URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (дата обращения: 20.04.2020 г.). 2. Базилевич О. И. Налоги и налогообложение / А.З. Дадашев. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. – 288 c. 3. Косарева Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц / Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова. – М.: Бизнес-пресса, 2018. – 240 c. 4. Перов А. В. Налоги и налогообложение / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2019.- 944 c. Bibliography 1. Oficial’nyj sajt Federal’noj nalogovoj sluzhby. [Jelektronnyj dokument] URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (data obrashhenija: 20.04.2020 g.). 2. Bazilevich O. I. Nalogi i nalogooblozhenie / A.Z. Dadashev. – M.: Vuzovskij uchebnik, Infra-M, 2019. – 288 c. 3. Kosareva T. E. Nalogooblozhenie organizacij i fizicheskih lic / L.A. Jurinova, L.G. Baranova. – M.: Biznes-pressa, 2018. – 240 c. 4. Perov A. V. Nalogi i nalogooblozhenie / A.V. Tolkushkin. – M.: Jurajt, 2019. – 944 c.


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.