В статье рассмотрены актуальные нарушения, допускаемые государственными и муниципальными заказчиками в сфере закупок. Описаны ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание органам прокуратуры, а также указаны меры прокурорского реагирования, применяемые в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Ключевые слова: государственные закупки; коррупция; органы прокуратуры;прокурорский надзор, контрактная система,государственные и муниципальные нужды.
Органы прокуратуры проводят большую работу в сфере государственных и муниципальных закупок. Ими осуществляется проверка как законности правовых актов, регламентирующих закупки, так и исполнение всеми участниками закупочных отношений законодательства, регулирующего сферу закупок товаров, работ, услуг. Следует отметить, что в положениях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1(далее –Закон No44ФЗ) отсутствуют нормы, указывающие на осуществление надзора органами прокуратуры, Закон No44ФЗ называет лишь контролирующие органы и перечисляет их полномочия. Однако прокурорский надзор обладает универсальным характером и служит эффективным средством защиты нарушенных прав и законных интересов участников закупок, заказчиков и государства в целом.
Переходя непосредственно к теме исследования, необходимо сказать, что, прежде всего, проблемы в данной сфере образуют большой объем нормативных актов, регламентирующих закупочные правоотношения, а также чрезмерная частота внесения изменений в данные акты.Одним из ключевых направлений прокурорского надзора в данной сфере является надзор за эффективностью расходования заказчиками бюджетных средств. Бюджетный кодекс Российской Федерации2закрепляет принцип, согласно которому участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий должны достигать результатов с использованием наименьшего объёма бюджетных средств3.Исходя из этого,работники прокуратуры выявляют следующие нарушения.
Во-первых, это отсутствие информации о закупках товаров, работ, услуг в документах планирования (плане закупок и планеграфике) заказчика. Осуществление закупки, не указанной в таких документах, создает риск закупки, не обеспеченной финансовыми ресурсами.Вовторых, ненадлежащим образом обоснована начальная (максимальная) цена контракта. Последствиями такого нарушения являются создание условий закупки товаров, работ, услуг по ценам, которые превышают рыночные, а также создание почвы для коррупционных правонарушений.Втретьих, это неверно составленнаяотчётная информация об итогах исполнения контракта и размещенная на официальном сайте.
В таком отчете заказчик указывает результаты исполнения контракта, отражает информацию о неустойках, если таковые имеются, а также об изменении или расторжении контракта. Еще одним немаловажным направлением прокурорского надзора в сфере закупок является проверка исполнения государственными и муниципальными заказчиками законодательства о защите конкуренции. Федеральный закон «О защите конкуренции»4в статье 17 указывает на запрет координации деятельность участников закупки заказчиками, создание преимущественных условий, незаконное ограничение допуска к закупке отдельных участников и т.п.В связи с этими обстоятельствами работники прокуратуры зачастую находят ряд нарушений. Нередко заказчиками при описании объекта закупки нарушаются требования статьи 33 Закона No44ФЗ, а именно техническое задание "заточено" под конкретный товар без возможности предоставления какойлибо альтернативы. Соответственно, это приводит к ограничению конкуренции.
Другим нарушением является«укрупнение» лота закупки, то есть объединение заказчиками нескольких лотов в один, что приводит к ограничению количества участников, которые могли бы выполнять данный контракт.Такжеследует отметить нарушения законодательства в части несоблюдения сроков опубликования информации о совершении какихлибо действийв ходе осуществления закупки. К таким действиям относятся опубликование извещений, документации о закупках, протоколов. От своевременности размещения такой информации зависит возможность участников закупки вовремя отреагировать на нее. Нарушение сроков приводит к недостаточной информированности участников закупки.Переходя к мерам прокурорского реагирования по фактам нарушения всфере закупок, необходимо отметить, что перечень довольно широк. Средства, предоставленные прокурору,закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре РФ»5. Они позволяют прокурору вынести справедливое наказание за соответствующее правонарушение.
Самым распространённым средством реагирования является представлениеоб устранении нарушений законности, однако самым эффективным считают вынесение в соответствии со статьей 28.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации6постановленияо возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме этого согласно статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации7, прокурор обращается с исковым заявление в арбитражные суды о признании заключенных государственных и муниципальных контрактов недействительными и применениипоследствий недействительностиничтожной сделки.Необходимо отметить еще одну меру, которая не закреплена в Законе о прокуратуре, но имеет схожее значение с предостережением.
Такой мерой является предоставлениеинформации о выявленных нарушениях законодательства, направляемая заказчикам или хозяйствующимсубъектам для сведения. Данная мера не содержит санкций или императивных требований, она скорееявляется обобщением правоприменительной практики8.Подводя итог, можно сказать о том, что роль прокуратуры в сфере государственных и муниципальных закупок значима и существенна в части противодействия нарушениям как в бюджетной сфере, так и в сфере защиты конкуренции. Органы прокуратуры не только реагируют на совершенные правонарушения, но и ведут профилактическую работу в целях предотвращения возможных нарушений закона No44ФЗ в будущем.
А.А. Балута