Основным способ формирования имущественного комплекса государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий и иных организационных форм является система закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Приобретение осуществляется путем использования конкурентного способа определения поставщика на заключение государственного контракта или путем закупки у единственного поставщика.
Данная процедура носит название – государственные закупки. Одной из основных целей осуществления закупок заказчиками – образовательными организациями, подведомственными соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных региональными целевыми программами развития образования, разработка и реализация которых предусмотрена Законом об образовании (ст. 8). В силу того, что объем денежных средств, выделяемых бюджетами соответствующих уровней, на нужды образования достаточно велик, то данная сфера подвержена коррупционным рискам. По данным Национального рейтинга прозрачности закупок с учетом инфляции потери государственного сектора в рамках государственных закупок за период 2018 составили порядка 86,47 млрд. рублей. Для предотвращения нарушений в данной сфере государственным органам необходимо предпринимать своевременные профилактические меры, так как нарушение в объемах закупок ведет к нарушению порядка реализации государственных функций. Особое внимание уделяется закупкам в сфере образования по причине исключительной важности данного вида государственной деятельности для общества.
В пункте 1 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека указано, что каждый человек имеет право на получение образования, а начальное и общее должны предоставляться бесплатно. Вместе с тем в подпункте «e» пункта 2 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено положение о развитии сети школ всех ступеней. В этой связи особенно важным инструментом обеспечения конституционного права на образование следует считать прокурорский надзор, так как при осуществлении надзора за соблюдением порядка проведения государственных закупок в сфере образовательной деятельности меры прокурорского реагирования являются наиболее эффективными в силу отстраненности прокуратуры от процесса образования и от процесса проведения закупок, что и обеспечивает независимость работы органов надзора. Основная задача, поставленная перед прокуратурой в рамках надзора за исполнением законодательства о закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в сфере образования – обеспечение соблюдения поднадзорными органами и организациями выше указанных принципов.Прокурорский надзор производится в отношении заказчиков, контрактных служб и контрактных управляющих, закупочных комиссий, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений и специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В подпункте 2 пункта 2 приказа Генерального прокурора от 29 августа 2014 г. № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» (далее-Приказ Генерального прокурора № 454) указано, что прокурорам всех уровней необходимо регулярно принимать исчерпывающие меры превентивного характера, направленные на обеспечение прозрачности, эффективности и результативности закупочной деятельности. Первым этапом в комплексе мер противодействия является выявление коррупциогенных факторов. Для сбора информации работники прокуратуры используют плановые проверки, мониторинг муниципальных актов, проверки на основании заявлений граждан, материалов, предоставленных контрольными органами. Особенность коррупционных деяний проявляется в заинтересованности обеих сторон в конфиденциальном характере соглашения. Кроме того, такого рода деяния порождают возможность предъявления коллективной ответственности в случае выявления их правоохранительными органами, что усугубляет их положение. По этим причинам у сторон-участниц коррупционного правонарушения отсутствует мотивация для предоставления информации в правоохранительные органы.
Таким образом, данные о противоправном деянии могут поступить в прокуратуру исключительно из внешних источников. Для увеличения количества потенциальных источников информации необходимо использовать различные способы мотивирования. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» указывается, что освобождение от уголовной ответственности является отказом государства от ее реализации в отношении лица, совершившего преступление (в частности, от осуждения и наказания такого лица). Лица, сообщившие о коррупционных правонарушениях, освобождаются от уголовной ответственности. Таким образом, потенциальные правонарушители получают значительные привилегии при предоставлении информации. Формирование правоприменительной практики в данном направлении и более широкое применение положений п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» позволит облегчить выявление противоправных деяний коррупционного характера. Исключительно важно использовать описанные выше методы при осуществлении надзора за конкурсными комиссиями. Согласно ст. 39 ФЗ №44, комиссии создаются в целях определения поставщиков, подведения итогов и определения победителей закупок. Частыми нарушениями в сфере комиссий являются нарушения положений п.6 ст.39 ФЗ №44. Как было указано ранее, комиссия обеспечивает определение лучшего предложения из представленных. Личная заинтересованность приводит к выбору поставщика без учета его предложений, качества проведенных работ и иных факторов, что приводит к некачественным итогам работы. К примеру, прокурорской практике известны факты, когда при размещении муниципального заказа член котировочной комиссии, представитель покупателя и победитель по котировочным заявкам на поставку товаров для обеспечения оказания образовательных услуг являлись одним лицом.
Особенностью государственного заказа для осуществления образовательных услуг также является наличие большего числа ограничений в самих работах, например нарушение требований СанПиН 2.4.1. 3049-13, СанПиН 2.4.2.2821-10 влечет административную ответственность. Высокие требования санитарно-эпидемиологических норм обусловлены тем, что большая часть лиц, использующих закупленные объекты, являются несовершеннолетними и тем, что указанные объекты потребляются массово в рамках учебных заведений. В подтверждение тезиса об особой опасности нарушения требований СанПиН является отравление десятков детей в детских садах Юго-Восточного округа Москвы в 2018 году. Питание в учреждения поставляли фирма «Конкорд» и компания «ВИТО-1». Многие дети были госпитализированы в тяжелом состоянии, некоторые попали в реанимацию. В материалах прокурорской проверки указано, что причиной групповой заболеваемости послужило употребление в пищу контаминированного продукта. Роль прокурорского надзора в данной сфере правоотношений заключается не только в пресечении, но и в предупреждении противоправных деяний. В описанном выше случае прокурорские работники смогли выявить нарушения только после наступления последствий.
Подводя итоги, следует отметить, что на сегодняшний день система закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в сфере образования является основополагающим механизмом приобретения материальных благ для нужд учреждений, ведомств и иных организаций управления. Прокуратура часто становится единственным органом, который имеет реальную возможность пресечь или предупредить противоправные деяний. Поэтому надзор за государственными, муниципальными закупками в сфере образования является одним из наиболее важных направлений работы надзорного органа, что также отмечено в подпункте 6 пункта 5 приказа Генерального прокурора РФ № 454 , где регламентировано, что прокурорам необходимо обеспечить социальную направленность надзорной деятельности путем усиления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере образования.
Список использованных источников: 1. Предварительные данные об исполнении расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов на 1 января 2020 года // Минфин России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: predvaritelnye_dannye_ob_ispolnenii_raskhodov _federalnogo_byudzheta_na_ryealizatsiyu_natsionalnykh_proektov_na_1_yvarya_20 20_goda 2. Рейтинг прозрачности. НРПЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://1b718c8b-916a-464e-b594ac6aba0cfce4.filesusr.com/ugd/68d124_284c1519cf574c44abe1da8c363c610c.pdf 3. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67. 4. Суд в Москве обязал «Конкорд» выплатить компенсации родителям отравившихся детей // Deutsche Welle [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dw.com/ru/ a-51077646
Д.Ю. Горелик, А.А. Уставщикова