Отношения внутри медицинского сообщества можно разграничить на отношения между врачами и между врачами и медицинскими организациями. Речь может идти как о взаимоотношениях типа «врач – медицинская организация», «медицинская организация – медицинская организация», «медицинская организация – страховая медицинская организация». Все указанные типы взаимодействия включают в себя публично-правовые аспекты организационного, финансово-правового, административноделиктного характера.
В биоэтическом ракурсе указанные взаимоотношения возникают и развиваются при проведении медицинских и биологических исследований, а также при применении медицинских технологий. Начнем с того, что проводимые медико-биологические исследования имеют определенную систему финансирования. Как правило, это финансирование осуществляется через соответствующие условиям финансирования организации медицинского и научно-исследовательского профиля. Встает принципиальный этический вопрос: все ли научные исследования в медицинской сфере необходимо финансировать? Одной из первых в этой части стала проблема исследований генетических данных человека, точнее – проблема генетического клонирования и некоторых других генетических экспериментов. Столкнувшись с этическими проблемами данных исследований, некоторые государства, в том числе США, запретили ряд генетических исследований, в частности эксперименты по геноредактированию зародыша. В России нет запрета на геномные исследования1 , но есть прямой запрет на клонирование человека в соответствии с Федеральным законом от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ (ред. от 29.03.2010) «О временном запрете на клонирование человека» 2 .
Таким образом, государство
контролирует этические вопросы осуществления генноинженерной деятельности. Следующей этической проблемой взаимоотношений внутри медицинского сообщества следует считать перекрестное консультирование посредством телемедицинских технологий. В этом смысле объектом публично-правового регулирования, имеющим биоэтический характер, являются персональные данные пациента. Кроме того, законодательство запрещает назначать лечение в рамках дополнительной, помимо лечащего врача, консультации, квалифицируя это как нарушение этических норм взаимоотношений между врачами. Важнейшей юридической проблемой, носящей этический характер, является проблема так называемых дополнительных или навязанных услуг частных медицинских организаций.
В рамках гражданских правоотношений государство не в состоянии контролировать данную этическую проблему. Однако лицо вправе обратиться к руководителю медицинской организации, Роспотребнадзор, Росздравнадзор с жалобой на навязываемые платные медицинские услуги. Свои особенности имеет характер этических взаимоотношений врачей на государственной службе, в частности, военных врачей и врачей, имеющих специальные звания. Они в значительной степени связаны положениями нормативных актов, определяющих статус военнослужащих (государственных служащих правоохранительных органов).
Военный врач не вправе отказаться от выполнения приказа вышестоящего руководителя, за исключением случаев, когда его действия содержат состав преступления (но не административного правонарушения – действующий КоАП РФ знает только норму о крайней необходимости). Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда военный врач служит в условиях боевых действий, при которых не учитываются установленные законодательством гарантии служебной деятельности (служебное время и время отдыха, повышение квалификации). Эти подобные обстоятельства требуют своего понимания и выработки сбалансированного правового регулирования в отношении военных и приравненных к ним врачей.