website templates free download


В статье анализируется деятельность прокуратуры при осуществлении взыскания приставами-исполнителями алиментов на несовершеннолетних детей. На основании обобщения материалов проверок прокуратур делается вывод о роли и значении прокуратуры при выявлении и пресечении нарушений приставами-исполнителями.

Ключевые слова: прокурорский надзор, взыскание алиментов, исполнительное производство, имущественные права детей.

В правовом государстве права и свободы человека и гражданина являются главной ценностью, в связи с этим политика государства направлена на обеспечение прав и свобод, реализацию, а также их защиту. В первую очередь, приоритетными объектами защиты являются права социально незащищенной категории населения, среди которых находятся несовершеннолетние. Наиболее актуальным направлением защиты прав несовершеннолетних являются имущественные права, которые закреплены в статье 60 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), где закреплено право ребенка на содержание от своих родителей и других членов семьи 1 .

Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает гарантию защиты имущественных прав через взыскание в судебном порядке с родителей средств на содержание несовершеннолетних детей (алиментов) в случае непредоставления указанного содержания.

В соответствии с федеральным законом от 2.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» осуществление принудительного исполнения судебных решений о взыскании алиментов является прерогативой органов Федеральной службы судебных приставов2 . Как гарант законности и защиты прав и свобод человека и гражданина, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Согласно приказу Генерального прокурора от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» прокуратура обязана реагировать на случаи нарушения имущественных прав несовершеннолетних, принимая исчерпывающие правовые меры к их восстановлению3 . В целях защиты имущественных прав несовершеннолетних на получение содержания в виде алиментов прокуратурой проводятся проверки соблюдения органов Федеральной службы судебных приставов законодательства в данной сфере.

Прокуратура Иркутской области на постоянной основе осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних, в том числе по своевременной выплате алиментов на их содержание. Законодательством Российской Федерации одной из форм защиты интересов несовершеннолетних определена возможность взыскания денежных средств по факту несвоевременной оплаты алиментов. Так в соответствии с частью 2 статьи 115 СК РФ при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо выплачивает получателю алиментов неустойку. Например, проверками прокуратуры Верхневилюйского района Республики Саха (Якутии) за период августсентябрь 2019 года выявлена задолженность по уплате алиментов у 42 лиц, общая сумма неустойки по которым превысила 106 тыс. рублей. Так, в целях защиты прав детей прокуратура района обратилась с исковым заявлениями в суд о взыскании с должников по алиментным обязательствам установленной законом неустойки. Суд рассмотрел и удовлетворил заявление прокурора в полном объеме. Согласно статье 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставамиисполнителями в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защищая права и интересы несовершеннолетних в исполнительном производстве прокурор, может оспорить постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) путем обращения в суд в порядке статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, независимо от того, участвовал прокурор в рассмотрении дела на предыдущих стадиях процесса или нет. Кроме того, осуществляя надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей, прокурор реализует свои процессуальные полномочия по своевременности привлечения злостных должников к уголовной и административной ответственности. Исходя из различных материалов проверок, стоит выделить типичные нарушения в деятельности судебных приставов. Во-первых, нарушение сроков возбуждения исполнительного производства.

Согласно законодательству об исполнительном производстве срок возбуждения – судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства4 . Однако возбуждение производств затягивается на полтора – два месяца. Во-вторых, незаконное окончание, прекращение и приостановление исполнительных производств. Решение об окончании, прекращении и приостановлении производства принимается в соответствии с законодательством, а также установленных фактах, свидетельствующие о необходимости принятия решения, выявляемые в ходе осуществления должных мероприятий. Например, исполнительное производство о взыскании алиментов было прекращено до достижения подростком совершеннолетия.

В-третьих, невыполнение приставами-исполнителями исполнительных действий, а также их бездействие. Например, приставы-исполнители не проводят розыск должника, ее осуществляют направление запросов в регистрирующие органы, не принимают решения о выходах в возможные места жительства должника. В-четвертых, нереализация приставов-исполнителей полномочий по привлечению должников к административной и уголовной ответственности за неисполнение судебных решений. По данным Генеральной прокуратуры, по материалам проверки начала 2021 года в Псковской области из-за бездействия судебных приставов к административной ответственности по статье 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было привлечено 64 должника. С целью выявления нарушений, а также их эффективного устранения прокурору необходимо эффективно организовать надзорную деятельность. В первую очередь, прокурор, осуществляющий надзор за приставамиисполнителями, должен тщательно проводить проверку, изучая материалы исполнительного производства.

Прокурору необходимо знать законодательство, регулирующее деятельность по производству взыскания алиментов, полномочия приставов-исполнителей. Изучая статистические данные и материалы проверок, проводимые ранее, выявлять типичные нарушения, а также нарушения, которые являются значительными, и грубо нарушают права несовершеннолетних. Проверочные мероприятия должны в себя включать изучение наличия исполнительного документа, выданного на основании заявления взыскателя, установление в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения судебного акта (судебного приказа, решения), направление копии постановления должнику, запросов в ИФНС, Пенсионный фонд, копии исполнительного документа по месту работы должника, наличие оснований для приостановки или прекращения исполнительного производства, соблюдение требований закона при наложении ареста на имущество должника и т.п.5 Необходимым условием эффективности деятельности по взысканию алиментов приставами-исполнителями является неотлагательное реагирование прокурором на выявленные нарушения. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт, в частности на незаконные правовые акты по исполнительному производству. Прокурор также вправе внести представление старшему судебному приставу или главному судебному приставу об устранении выявленных нарушений законодательства с указанием определенных действий, необходимых для устранения.

В каждом случае прокурору необходимо ставить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности7 . Таким образом, на основе вышеизложенного, делаем вывод о том, что значение прокуратуры при взыскании в судебном порядке с родителей средств на содержание несовершеннолетних детей (алиментов) является существенным. Основная роль – надзор за соблюдением законодательства об исполнительном производстве органов Федеральной службы судебных приставов, благодаря которому выявляются и пресекаются нарушения законов, что влечет за собой восстановление нарушенных имущественных прав детей.

О. А. Кичеева


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.