Актуальные юридические консультации по теме: Совершенствование гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности

Совершенствование гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности

11 Август 2019 12:18:16


Что же такое лизинг? Простыми словами лизинг –это аренда, но с правом выкупа арендуемого имущества. Первые сделки похожие на лизинг зарегистрированы в мире около четырех тысяч лет назад, конечно они имели мало общего с теми сделками, которые проводятся в современной экономике. Историками сделан вывод, что первые лизинговые сделки были заключены в древнем государстве Шумер.

Аристотель еще до нашей эры коснулся идеи лизинга в своем трактате, написанном около 350 г. до н.э. –«богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Аристотель считал, что для получения дохода не обязательно иметь в собственности имущество, достаточно всего лишь иметь право использовать это имущество и при этом извлекать от этого прибыль. Принципиальные положения, высказанные Аристотелем, еще до нашей эры, и есть четкое отражение принципа лизинговой деятельности.Английский историк Т. Кларк утверждал, что лизинг был известен еще задолго до Аристотеля, положения о лизинге находят свои отражения в законах Хаммурапи, которые были приняты около 1760 г. до н.э.1Сам термин лизинг происходит от английского глагола «tolease», что в переводе означает «нанимать» или «брать в аренду».Первые лизинговые компании в России появились в 90х годах. Первые

российские лизинговые компании были учреждены коммерческими банками. Ксередине 90х годов Правительством РФбыл разработаны ряд постановлений в поддержку лизингового сектора. Одновременно с этим были созданы муниципальные и региональные лизинговые компании. В 1994 г. группа из 15 российских лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний, которая получила название –«Рослизинг». В настоящее время в состав «Рослизинга» входят порядка 80 компаний, помимо лизинговых в состав ассоциации входят: страховые компании, банки и другие организации2.Согласно главе 34 §6 –Лизинг –это договор финансовой аренды по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество заплатуво временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца3.В свою очередь Федеральный закон No164ФЗ от 29 октября1998 г.(с дополнениями и изменениями, вступившими в силу 16 октября 2017 г.) «О финансовой аренде (лизинге)» трактует лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Согласно вышеназванному федеральному закону лизинговая деятельность –вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг4. Так было два десятилетия, однако осенью 2018 г.Минфином и Банком России был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроект «О внесении изменений в часть первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, в части совершенствования гражданскоправового регулирования лизинговой деятельности», главная цель которого–обеспечение более адекватных и прозрачных решений власти в вопросах регулирования и финансовой стабильности отрасли в целом5.Что же Минфин и Банк России предложил к первому чтению:Минфин России предложил закрепить в ГК РФновое понятие, согласно которому лизинг –это больше не аренда, а финансирование, что не очень понятно;согласно законопроекту обязательному регулированию подлежат частные лизинговые компании, получающие государственную поддержку, но в этом и есть загвоздка, дело в том что ряд частных лизинговых компаний не получают ее, т.е.субсидии получают не лизинговые компании, а их клиенты –лизингополучатели, что прямо их выводит изпод регулирования, и положение данной статьи лизинговыми компаниями легко будет оспорить в суде.

Таким образом, под действия данной статьи будут попадать только государственная часть лизинга, а это не допустимо;Минфин хочет подвести лизинговые компании к тому, что состояние в реестре Банка России, будет выгодно для лизингодателя, так как клиенты таких лизинговых компаний смогут получать государственную поддержку в виде субсидий и ускоренной амортизации, а в случае, если лизинговая компания в реестре не состоит, то лизингополучатель вынужден будет возместить недоуплаченный налог;Поставлена задача в ближайшие 23 года включить в реестр Банка России не только лизинговые компании государственного сектора, но и подавляющее большинство частных лизинговых компаний. Состояние в данном реестре обяжет лизинговые компании представлять в Центробанк отчетность, на основании которой далее планируется введение своего рода элементов надзора над компаниями, похожий на банковский.

Планируется внести следующие требования, такие как: капитал лизинговой компании, риск на одного заемщика, по сделкам с заинтересованностью;Планируется, что реформирование лизинговой деятельности путем ее регулирования приведет к сокращению лизинговых компаний, и оставление в экономическом секторе компаний профессионально занимающихся лизингом;Законопроектучреждает саморегулируемые организации, которые и будут устанавливать правила лизинга и следить за их соблюдением;В законопроекте планируется более четкие указания правил операционного лизинга, планируется закрепить законодательно конкретное число неплатежей для лизингополучателя, после которых последует изъятие предмета лизинга по удостоверительной надписи нотариуса.Наибольшую озабоченность вызывают следующие поправки, которые не просто не проработаны, а чаще противоречат действующим законодательным и подзаконным актам, а так же международному законодательству:1.Исключения из Гражданского кодекса РФ параграфа о финансовой аренде и замене его на новую главу противоречит международным обязательствам России. Трактовка в таком виде подменяет понятие самостоятельного значения права собственности лизингодателя и трансформирует его в обеспечительное право собственности.2.Право собственности на предмет лизинга заменяется понятием «обеспечение».

Введение понятие «обеспечительная собственность», которое в принципе не проработано, приведет к самостоятельному трактованию данного понятия состороны судебной власти, участников рыночной системы, государственных органов, в том числе, и налоговых. Данное понятие превращает право собственности на лизинговое имущество в разновидность залога, что не только ограничивает права лизинговых компаний на удовлетворение своих требований за счет принадлежащего им имущества, но и в целом противоречит законодательству в отношении права собственности.

3.Законопроектом не проработаны вопросы досрочного исполнения, расторжения и приостановления пользования имуществом. Участники рынка неоднократно обращались к федеральному законодательству о закреплении данных вопросов на законодательном уровне. Не обязательно выносить данные вопросы в ГК РФ, достаточно внесение изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)».

Проработка данных вопросов позволит снизить риски и убытки по дефолтным сделкам, освободит лизингодателей от обвинений в самоуправстве и возбуждении в отношении них уголовных дел при изъятии имущества. Федеральным законодателем при разработке законопроекта были сужены основания одностороннего расторжения сделки, предложены противоречащие друг другу нормы по регулированию приостановления использования имущества, и абсолютно не предложено никаких механизмов по решению реально существующей проблемы.4.Законопроект необоснованно ущемляет права лизингодателя в части перехода права собственности на предмет лизинга, ограничения в виде запрета выбора защиты своих прав.5.Вопрос возмещения убытков противоречит всему, в первую очередь, сложившейся судебной практике, а предложенный механизм не только не содержит алгоритма расчета убытков, но и содержит понятия, у которых нет четкого определения, например, такие, как «предоставленное финансирование», «плата за пользование финансированием».

Результатом внесение таких поправок неизменно станет виток противоречивой судебной практики, а на приведение данных понятий к единообразию уйдет много времени.6.Законопроект абсолютно не затрагивает такие проблемы как: возможность сдавать в лизинг недвижимость вместе с участками, не рассмотрен вопрос о «повторном» лизинге, исключено понятие «сублизинга», не рассмотрен вопрос последствий залога лизингового имущества банку в случае банкротства лизингодателя.

Не проработан вопрос системности внесения поправок, изменения норм гражданского законодательства без одновременного изменения законодательства о банкротстве, исполнительном производстве, налогах, нотариате повлечёт неопределенность правового регулирования существенных областей деятельности лизинговых компаний, а так же сложившейся годами судебной практики и толкования спорных вопросов. Кроме того, законопроект не предусматривает переходных положений.Внесение таких изменений в законодательство приведет не к регулированию лизинговой деятельности, а к полному хаосу, и это коснется не только узкой части, т.е.лизинговых компаний, но и затронет ряд других сфер, таких как налоговая, судебная и прочие.

Е. С. Лесенкова


Метки:

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн