website templates free download


В статье рассмотрены основные понятия, причины, современные подходы к решению проблемы социального неравенства, а также на основе результатов эмпирического исследования выявляется отношение молодежи к данному явлению. The article discusses the basic concepts, causes, modern approaches to solving the problem of social inequality, and based on the results of empirical research, the attitude of young people to this phenomenon is revealed. Проблема социального неравенства является одной из самых разработанных в социально-гуманитарном познании, чем объясняется большое разнообразие теорий, определивших содержание, причины, критерии и другие важные аспекты понимания этого социального явления.

Так Э. Дюркгейм определил его виды, выделив неравенство способностей и социально закрепленное неравенство. Представители классовой теории (К. Маркс) выявили конфликтологические механизмы его возникновения. Для П.А. Сорокина социальное неравенство стало основным условием стратификации общества. П. Бурдье изучил его многомерность и разнообразие способов конструирования социального пространства (поля), в котором оно формируется. Несмотря на значительную степень разработанности сегодня становятся востребованными исследования, выявляющие механизмы возникновения социального неравенства в современном социуме, а также его роль при формировании социальной структуры общества. Теоретические аспекты актуальности подтверждаются практической значимостью результатов исследования, так как изучение этой проблемы позволит понять особенности классовой стратификации современного российского общества, применить знания об этих особенностях для оптимизации государственно-политического управления и социокультурного развития, ослабления социальных противоречий и минимизации конфликтов.

Целью исследования стало раскрытие содержания неравенства как основной причины классового расслоения современного общества. Под социальным неравенством в современном социальногуманитарном познании принято понимать неодинаковый доступ (или неодинаковые шансы доступа) к общественно ценным благам, вытекающий из принадлежности к различным группам или из занятия различных общественных позиций, а не из каких-либо телесных или психических особенностей [1]. Макс Вебер выделил три критерия, порождающие социальное расслоение общества: богатство, власть, престиж. Первый критерий – богатство. В зависимости от размера дохода социум делится на богатых (высшая ступень иерархической лестницы), зажиточных (средняя), бедных (низшая ступень). Доходы зависят от профессиональных знаний и навыков индивида. Если доходы высоки, то они могут накапливаться и превращаться в богатство, а их владельцы будут считаться собственниками. Наличие богатства позволяет получать пассивный доход. Но не всегда этого достаточно для нахождения на высшей ступени иерархии. Поэтому Макс Вебер формирует следующий критерий – престиж. Престиж – это признание обществом той или иной профессии, занимаемой должности или рода занятия. Престиж бывает зависим от богатства, но имеются исключения. Так, врач или преподаватель – престижная профессия, хотя высокооплачиваемой не является. А наркоторговец имеет высокий доход, но его престиж в обществе очень низок.

Третий критерий – власть, т.е. возможность оказывать воздействие на других с целью навязывания им своей воли. Те, кто имеют власть одновременно имеют доступ ко всем благам общества и могут влиять на политику государства, с возможностью извлечения из этого выгоды. У.Л. Уорнер разработал теорию социальной стратификации, где с учетом выделенных критериев выявил шесть социальных классов (высший – высший класс, низший – высший; высший – средний, низший – средний; высший – низший, низший – низший класс). Он обосновал, что социальное неравенство наряду с социальной дифференциацией является одной из основных причин структурирования общества. С целью выявления особенностей влияния социального неравенства на классовую структуру современного российского общества было проведено эмпирическое исследование. На его первом этапе с помощью контент-анализа была определена степень обсуждения этой проблемы в различных дискурсивных практиках. В качестве источниковедческой основы было проанализировано Интернет пространство в поисковой системе Yandex. В результате анализа было установлено, что на запрос «социальное неравенство в современной России» прореагировало более 7 тысяч сайтов. На первых пяти страницах, в каждой из которых по 10 сайтов, было найдено – 19 научных источников, 29 справочных сайтов, 2 учебных издания. Эти цифры демонстрируют возрастание научноисследовательского интереса к этой проблеме, а также изучении некоторых из её аспектов в образовательных учреждениях.

Вместе с тем, отсутствие новостных сайтов, форумов, сайтов с практическими рекомендациями и рекламой по данной единице анализа на первых пяти станицах сети показывает, что проблема не вышла на высокий уровень практической значимости в информационном пространстве. На втором этапе предпринята попытка обосновать классовый состав современной России согласно методике Уорнера. Методом анализа документов установлено, что высший слой высшего класса, под которым американский исследователь понимал богатых аристократов, в России по объективным историческим причинам отсутствует.

О наличии низшего слоя высшего класса свидетельствует рейтинг, представленный в финансово-экономическом журнале Forbes – 200 самых богатых людей в России. К высшему среднему классу в России относят людей таких профессий, как врач, преподаватель, т.к. они весьма престижны в современном обществе несмотря на то, что являются не высокооплачиваемыми. Низший средний класс – это школьные учителя, воспитатели детских садов, секретари, рядовые врачи. Эти люди также могут иметь высшее образование, но при этом их работа совсем малооплачиваемая, что является одной из главных причин увольнения этих людей с работы. Согласно данным, предоставленным Росстатом, количество россиян, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (в России в среднем это 10 390 рублей), составляет более 20 млн. человек, или 15 % населения РФ. Доля безработных среди бедняков – около 2 млн. жителей РФ, или 1,5 % населения. Таким образом, результаты анализа показали, что классовая стратификация российского общества несколько отличается от методики Уорнера особенно в аспектах профессиональногрупповой дифференциации. На третьем этапе было изучено мнение студенческой молодёжи о детерминации материального и социального положения, а также влияния политической борьбы на стратификацию современного общества с помощью опросного метода. Опрос проводился в одном из технических университетов г. Новосибирска.

Количество опрошенных – 500 человек. Всего в опросе участвовало 40% представителей мужского пола и 60% человек женского. На вопрос «Как вы относитесь к проблеме социального неравенства?» 5% респондентов ответили, что положительно, 55% отрицательно, 25% нейтрально, 15% затрудняются в ответе. «К какому классу вы себя относите?» 0% респондентов относят себя к классу богатых, 95% к среднему классу, 5% к классу бедных. «Чем вызвано социальное неравенство?» 35% респондентов согласились, что борьбой за власть, 20%, что оно вызвано различной социализацией людей, 10% считают, что социальное неравенство вызвано не желанием стремиться к лучшему; 30% затрудняются в ответе. «Влияет ли материальное положение человека на социальное неравенство?» 95% респондентов ответили, что влияет, 5%, что не влияет. «Влияет ли социальное неравенство на положение человека в обществе?» 90% респондентов ответили, что влияет, 10%, что не влияет. «Влияет ли профессия человека на его положение в обществе?» 90% считают, что влияет; 5% – не влияет; 5% не могут ответить определенно. «В каких странах преобладает социальное неравенство?» 25% респондентов считают, что во всех странах; 10% только в развитых; 30% только в развивающихся; 15% в отсталых; 20% затрудняются ответить. «Можно ли социальное неравенство считать недостатком цивилизаций?» 80% опрошенных ответили, что это недостаток; 20% не считают социальное неравенство недостатком цивилизаций. Результаты опроса показали, что молодежь знакома с проблемой социального неравенства, понимает её причины и особенности в российском обществе.

Выделяя богатых, люди имеют в виду не столько элитный круг общества, который ассоциируется скорее с понятием «власть» и «богатство», сколько верхний слой среднего класса, который ассоциируется с представлениями о надежной материальной обеспеченности. Таким образом, теоретические и эмпирические выводы исследования позволяют констатировать, что социальное неравенство является одной из основных причин классового расслоения общества. Эта проблема является актуальной для современного российского общества и должна находится под пристальным вниманием не только управленцев, политиков, но и ученых, занимающихся ее осмыслением и выявлением особенностей проявления на каждом этапе исторического развития.

Литература: 1. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. — М.: Логос, 2005. — 664 с. 2. Киберленинка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/teoriya-stratifikatsii-m-vebera (дата обращения: 23.10.19) 3. Киберленинка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialnoe-neravenstvo-teoreticheskieaspekty-problemy (дата обращения: 24.10.19)

С.В. Шаталов, Е.С. Лебедева, Н.В. Лукьяненко


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.