website templates free download


В статье анализируется правовое регулирование сроков проведения прокурорской проверки исполнения законов. Автор затрагивает проблемные вопросы определения моментов начала и окончания проверки.

Ключевые слова: прокурорская проверка исполнения законов, сроки проведения прокурорской проверки. Задачи данного исследования включают в себя, помимо выявления роли урегулирования нормами права сроков осуществления прокурорами проверочных мероприятий в процессе становления гражданского общества, анализ действующего правового регулирования сроков осуществления прокурорской проверки исполнения законов.

Под гражданским обществом понимается особая сфера общества, выступающая в том числе за гарантированность прав и свобод человека и гражданина, а также объединений граждан1 . Государство, в свою очередь, создает и обеспечивает условия для нормального функционирования гражданского общества, в том числе с помощью права, а также, применяя принуждение, обеспечивает правовую свободу, безопасность индивида2 .

Прокуратура, являясь государственным надзорным органом, также выполняет данное предназначение в пределах своей компетенции, в том числе в ходе осуществления проверочной деятельности. Законодательное установление правил определения и исчисления сроков осуществления проверочных мероприятий представляется одним из наиболее важных аспектов правового регулирования такой деятельности. Под сроком осуществления прокурорской проверки исполнения законов мы понимаем определенный законом промежуток времени, в течение которого допускается производить проверочные мероприятия в отношении проверяемого объекта.

Закон о прокуратуре устанавливает общий срок осуществления прокурорской проверки: согласно п. 4 ст. 21 он не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки с возможностью последующего продления 3 . Позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная им в Постановлении от 17.02.2015 № 2-П, такова: в том числе ограничение прокурорской проверки по ее продолжительности отвечает требованиям соразмерности осуществления прокурорского надзора конституционнозначимым целям4 .

Между тем, законодатель, претворяя данную правовую позицию в жизнь, не развил нововведения в должной мере, последствием чего является существующая и на сегодняшний день неполнота урегулирования вопросов, касающихся сроков осуществления прокурорской проверки исполнения законов. Так, исследователями отмечается неясность в отношении определения момента начала осуществления проверки, а также момента ее окончания. Согласно п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о нарушениях закона, требующих вмешательства прокурора в случае, если такие сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки.

В силу п. 3 указанной статьи решение о проведении проверки принимается и доводится до сведения проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В научной среде данному вопросу уделяется недостаточно внимания – между тем, есть мнение, что проверка начинается с момента поступления в органы прокуратуры информации о нарушениях закона5 . Данная точка зрения не представляется состоятельной ввиду установленной законом дифференциации поступающих в прокуратуру сведений о нарушении закона: как было указано выше, не каждая информация служит поводом для осуществления прокурорской проверки.

В качестве критериев для отграничения Закон о прокуратуре устанавливает требования о недопустимости подмены органами прокуратуры других органов, о необходимости вмешательства прокурора и невозможности подтверждения или опровержения поступивших сведений без осуществления проверки. Исходя из анализа норм Закона прокуратуре, можно сформулировать как минимум два варианта определения момента, с которого проверка должна считаться начатой: 1) с момента признания поступивших сведений допустимыми в качестве основания для осуществления проверки; 2) с момента вынесения прокурором решения о проведении проверки.

Первый из приведенных вариантов отвечает вышеуказанным критериям, однако Закон о прокуратуре совершение такого действия прокурором не предусматривает. Что касается второго варианта, то решение о проведении проверки – это документ, оформляющий начало ее осуществления. Однако, исходя из буквального толкования абз. 1 п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, можно предположить, что принятие такого решения не определяет начало осуществления проверочных мероприятий; напротив – допускается принять решение и довести его до сведения проверяемого лица фактически после того, как проверочные мероприятия начали осуществляться, главное – не позднее того же дня.

Кроме того, отмечается неразрешенность проблемы определения случаев, в которых принятие решения о проведении проверки является обязательным6 . В различных субъектах Российской Федерации сформировались альтернативные подходы к решению данного вопроса – имеют место позиции, согласно которым в ряде случаев необходимость в принятии решения о проведении проверки отсутствует7 .

Законом также не установлен момент, когда прокурорская проверка исполнения законов должна считаться оконченной. Рассматривая прокурорскую проверку как деятельность, направленную не только на выявление нарушений закона, но и на их устранение: восстановление нарушенных прав и свобод, привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности и т.д., исследователи справедливо отмечают, что данный процесс может занять гораздо больше времени, чем установленные Законом о прокуратуре тридцать дней8 .

Это связано с тем, что в отдельных случаях может потребоваться принятие таких мер, как, например, обращение в суд или возбуждение дела об административном правонарушении и последующее участие в нем9 . Поскольку одним из наиболее распространенных оснований проведения прокурорской проверки является информация о нарушениях законов, содержащаяся в обращениях граждан, прокуроры, определяя момент окончания проверки, ориентируются на положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ, устанавливающие тридцатидневный с момента регистрации сообщения срок его рассмотрения10.

В этой связи могут возникать ситуации, в которых итоговые действия в виде принятия мер прокурорского реагирования производятся несколько позже направления ответа заявителю: проверка формально считается оконченной при том, что ее результаты не были достигнуты в установленный законом срок. Таким образом, прокуратура Российской Федерации преследует цели, соответствующие целям гражданского общества – защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом общественных интересов; в ходе осуществления проверочной деятельности прокуроры в пределах своей компетенции используют механизмы принуждения, в связи с чем четкость в определении сроков осуществления проверок исполнения законов имеет колоссальное значение. Между тем, положения Закона о прокуратуре, регулирующие соответствующие отношения, не свободны от недочетов и нуждаются в уточнении и дополнении.

В. А. Бельды


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

Бухгалтерские услуги красноярск

Бухгалтерское обслуживание, налоговые, пенсионные отчеты, декларации

agrp24.ru

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.