website templates free download


Статья посвящена обзору наиболее частых типовых ситуаций, которые могут послужить причиной возникновения конфликта интересов на государственной службе. Даются рекомендации для государственных служащих и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Юрист на рабочем месте

Ключевые слова: конфликт интересов, государственная служба, ситуации возникновения конфликта интересов, предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

The article is devoted to a review of the most common typical situations that may cause a conflict of interest in the public service. Recommendations are given for civil servants and for the representative of the employer on the prevention and resolution of conflicts of interest. Key words: conflict of interests, public service, conflict of interest situations, prevention and settlement of conflicts of interest. Как известно, коррупция в Российской Федерации уже давно приобрела характер «хронического заболевания», поэтому данная проблема, по-прежнему, остаётся одной из наиболее актуальных тем для обсуждения и в современном обществе. Существует мнение, что коррупции в большей степени подвержен государственный аппарат.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»1 под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Разработка механизма противодействия коррупции является одной из главных задач государства, порождаемой возникновением конфликта интересов на государственной службе. Большую значимость в борьбе с коррупцией несёт в себе знание основных причин его возникновения в государственном секторе.

Поскольку вышеуказанное определение конфликта интересов не позволяет составить исчерпывающий перечень ситуаций, в которых может оказаться государственный служащий, выполняющий должностные обязанности, в научной литературе выделяют некоторые наиболее вероятные направления деятельности, при которых существует вероятность возникновения конфликта интересов на государственной службе.

Таковыми являются следующие:

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. Государственному служащему следует уведомить в письменной форме представителя нанимателя и непосредственного начальника о ситуации, при которой он осуществляет отдельные функции государственного управления и/или принимает кадровые решения в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. Представителю нанимателя в данной ситуации следует отстранить государственного служащего от исполнения им должностных обязанностей, при которых предполагается непосредственное взаимодействие государственного служащего с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением той или иной оплачиваемой работы (трудоустройство родственников муниципального служащего). В данной ситуации государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, вправе выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления, но при обязательном предварительном уведомлении государственным служащим представителя нанимателя, а также только в том случае, если это не повлечет за собой возникновение конфликта интересов.

Вместе с тем, получение согласия представителя нанимателя на выполнение такой оплачиваемой работы не требуется, поскольку у представителя нанимателя отсутствуют основания запретить государственному служащему осуществлять иную оплачиваемую работу. 3. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг. В ситуации, когда подарок исходит от организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, принимать такой подарок, вне зависимости от стоимости и повода его дарения, ни государственному служащему, ни его родственникам не следует.

Представителю нанимателя в подобной ситуации необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением государственным служащим должностных обязанностей. Кроме того, государственным служащим запрещается получать вознаграждения от физических и юридических лиц, связанные с исполнением ими должностных обязанностей. Данное правило также касается и родственников лица, осуществляющего государственные полномочия. 4. Конфликт интересов, связанный с трудоустройством после увольнения с муниципальной службы или взаимодействием с бывшим работодателем.

С целью предотвращения возникновения конфликта интересов государственному служащему, прежнее место работы которого является организация, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу, рекомендуется письменно уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника об обстоятельстве поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении этой организации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя2 .

Таким образом, задачу по недопущению и устранению конфликта интересов можно рассматривать в качестве одной из главных составляющих политики по предупреждению коррупции. Это выражено, к примеру, в отражении терминов «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» как в антикоррупционных законодательных актах, так и в законодательной базе о муниципальной службе3 . На данном этапе не только созданы необходимые правовые категории, но и существует совокупность конкретных механизмов по урегулированию конфликта интересов.

Литература: 1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228. 2. Глазырин Т.С., Козлов Т.Л., Колосова Н.М. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научнопрактическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 226 с. 3. Баринова М.М. Конфликт интересов на муниципальной службе // Вектор экономики. 2019. № 5. С. 42-50.

А.А. Тарасюк


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.