website templates free download


Государственный контроль (надзор) в сфере образования представляет собой проверки соблюдения обязательных требований, установленных органами власти и закрепленных в законодательстве об образовании.

Но существуют и такие отношения в сфере образования, которые регулируются иными отраслями права (административным, гражданским, трудовым, финансовым, бюджетным, налоговым, закупочным и так далее) и документами. В итоге многие вопросы, возникающие в деятельности образовательных организаций, оказываются неподконтрольными со стороны органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования. Этот факт и предопределяет необходимость осуществления ведомственного, учредительного или иного контроля за деятельностью образовательных организаций. Понимание учредительного контроля обусловлено содержанием термина «учредитель». «Учредить» значит основать, завести, создать1 .

Юрист на рабочем месте

Учредитель – это создатель, основатель организации. Учредителем федеральных государственных образовательных организаций являются Российская Федерация, региональных государственных образовательных организаций – субъект Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций – муниципальное образование.

Функции и полномочия учредителей образовательных организаций выполняют уполномоченные органы власти, что должно найти свое отражение в уставе образовательной организации. Учредитель может осуществлять учредительный контроль только в рамках закрепленных за ним полномочий. Важно отметить, учредитель обладает широкими правами при назначении руководителя образовательной организации. Именно учредитель исполняет функции работодателя в отношении руководителя образовательной организации.

Полномочия учредителя закреплены во многих нормативных правовых актах, обзор которых авторами монографии был представлен в одном из методических пособий. Анализ нормативных правовых актов и уставов образовательных организаций позволяет утверждать, что учредитель обладает достаточно широкими полномочиями в сфере управления деятельностью образовательной организации и ее руководителя, в рамках которых осуществляет учредительный, финансовый, ведомственный и иной контроль.

Учредительный контроль нередко отождествляют с ведомственным, под которым понимается проверка учредителя за деятельностью подчиненным (подведомственных) организаций. В сферу учредительного контроля попадают вопросы, не отнесенные законодательством к полномочиям государственных органов контроля (надзора).

Таким образом, учредительный контроль имеет иной предмет проверки, отличный от предмета государственного контроля (надзора) в сфере образования. Если государственный контроль проверяет соблюдение законодательства об образовании, то в рамках учредительного контроля выявляются иные нарушения, в том числе неисполнение правовых актов и (или) поручений учредителя. В отличие от государственного контроля (надзора) в сфере образования по итогам учредительного контроля могут быть выявлены нарушения и ошибки в работе педагогических и иных работников.

Учредитель в таком случае может уведомить руководителя образовательной организации о возможности и (или) необходимости привлечения виновных лиц к дисциплинарной или иной ответственности, подробно описанной в научной и методической литературе1 . Учредительный контроль имеет ряд особенностей, которые с организационно-правовой точки зрения отличают его от государственного контроля в сфере образования:

– учредительный контроль регулируется ведомственными и (или) региональными (муниципальными) правовыми актами;

– процедура проведения проверок и оформление результатов не регламентируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

– ведомственные и региональные (муниципальные) правовые акты, регулирующие вопросы контроля деятельности подведомственных образовательных организаций, должны определять цель, задачи, сроки и последовательность действий при осуществлении контрольных мероприятий, оформление их результатов, периодичность осуществления контроля;

– учредительный контроль может проводиться учредителем в форме плановой и внеплановой, выездной или документарной проверки, в виде мониторинга, аудита или иных мероприятий; – форма и процедура учредительного контроля определяется органов власти, наделенным полномочиями и функциями учредителя;

– в рамках учредительного контроля, как правило, анализируется эффективность и результативность деятельности образовательных организаций и (или) их руководителей, оказывается методическая и иная помощь. Распределение контрольных полномочий между органами власти позволяет сделать проверки более результативными и эффективными.

Так, федеральный государственный контроль качества образования позволяет обеспечивать соответствующее качество подготовки обучающихся и тем самым стимулирует учредителя на создание необходимых условий и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В свою очередь учредительный контроль, проверяя финансово-хозяйственную деятельность образовательных организаций и работу руководителя, позволяет развиваться и функционировать с учетом обязательных требований, установленных законодательством в сфере образования.

Литература 1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М., 1999. – С. 846; 2. Райзберг Б.А. «Современный экономический словарь»/ Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. 3. Фёклин С.И. Об уголовной ответственности педагога/ С.И. Фёклин // Юридический журнал директора школы. – 2003. – № 3. – С. 43-45

Фёклин Сергей Иванович


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.