В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) (далее – Закон об образовании) в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Письме Рособрнадзора от 16.04.2015 N 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» также отмечается, что создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью образовательных организаций, и лицу с ограниченными возможностями здоровья не может быть отказано в приеме на основании того,
что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования. В Приказе Минобрнауки России от 14.06.2013 г № 464 (ред. от 15.12.2014) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» также есть раздел о порядке проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ. Кроме того, данный приказ устанавливает, что обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. П.6 Приказа Минобнауки России от 18.04.2013 № 292 (ред. от 27.10.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (далее – Приказ Минобнауки России от 18.04.2013 № 292) определяет, что к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).
Аналогичное положение содержится и в Письме Минпросвещения России от 11.02.2019 N 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости» (вместе с «Разъяснениями по вопросам организации профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)») (далее – Письмо Минпросвещения России от 11.02.2019 N 05-108). Раздел VI Приказа Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 (ред. от 26.03.2019, с изм. от 26.05.2020) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (далее – Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36) посвящен особенностям проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн) содержит широкий набор требований, включая архитектурную, кадровую, материально-техническую, учебно-методическую составляющую доступности образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ. Схожие позиции содержатся и в Приказе Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн) содержит постулат об обязательной реализации права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования, а также обеспечения специальных условий для обучения данной категории обучающихся. В отмеченном Вами ФГОС специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» также указывается, что сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых
образовательных технологий увеличиваются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 10 месяцев. То есть интересы данной категории обучающихся здесь также учитываются и предполагается возможность их поступления на эту специальность. Следует иметь в виду, что под инвалидами и лицами с ОВЗ во всех указанных документах подразумеваются индивиды, имеющие различные заболевания, в том числе и психические заболевания (как с сохранным, так и с нарушенным интеллектом). Поэтому все перечисленные документы имеют отношение в том числе и к людям с ментальными нарушениями. Таким образом, гарантии на реализацию права на получение образования лицами с ментальными нарушениями содержатся в обозначенных выше документах.