Актуальные юридические консультации по теме: Эффективность деятельности органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Эффективность деятельности органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

17 Август 2019 15:21:18


В статье рассматриваются правовые основы антикоррупционной экспертизы, особенности ее проведения органами прокуратуры и эффективность.Ключевые слова: органы прокуратуры, антикоррупционная экспертиза, нормативный правовой акт.Одним из факторов, способствующих массовым коррупционным проявлениям, является наличие недостатков в законодательстве, в том числе, коррупциогенность нормативных правовых актов (далее –НПА). Как показывает практика, действующие НПА содержат значительное количество норм, способствующих злоупотреблению властными полномочиями и, как следствие, порождающих коррупцию. Совершенствование качества правового регулирования путем устранения коррупциогенных норм, обеспечение режима законности, является важной задачей как органов государственной власти и местного самоуправления, так и органов прокуратуры.

Правовые основы проведения антикоррупционной экспертизы(далее – АКЭ)НПА и их проектов заложены в Конвенции ООН против коррупции 2003 г., участницей которой Российская Федерация стала в2006 г. Согласно данной конвенции, каждое государствоучастник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней2.В целях реализации положений Конвенции в 2008 г. в России был принят ФЗот 25.12.2008 No273ФЗ «О противодействии коррупции» (далее –Закон о коррупции), а также были внесены изменения в действующее законодательство, которыми устанавливалисьправовые основы противодействия коррупции в России. Закон о коррупции в числе прочих мер по профилактике коррупции называет АКЭНПАи их проектов. Специальными законами, направленными на регулирование порядка проведения АКЭ, являются: ФЗот 17.07.2009 No172ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее –Закон об АКЭ); ФЗ«О прокуратуре Российской Федерации»(далее –Закон о прокуратуре), в который ФЗот 17.07.2009 No171ФЗ включена специальная ст.9.1 «Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов». С принятием данной нормы была поставлена точка в имевшейся дискуссии между Генеральной прокуратурой РФ и Минюстом России о предмете АКЭ: Гепрокуратура в обязательном порядке занимается АКЭНПА, а Минюст –проектов. Но поскольку на органы прокуратуры Законом о прокуратуревозложена в числе прочих нормотворческая функция, а во многих субъектах РФ прокуратуры субъектов наделены правом законодательной инициативы, постольку на практике органы прокуратуры проводят АКЭи проектов НПА.

Порядок проведения АКЭопределен постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 No96, которым также утверждена методика проведения экспертизы НПАи проектов НПА. Генпрокурором России издан Приказ от 28.12.2009 No400, которым определен порядок и организация ее проведения в органах прокуратуры.Коррупциогенная норма порождает или может породить коррупционные правонарушения. Такая норма не соответствует целям и задачам правового регулирования, поскольку обычная правовая норма направлена на регулирование наиболее важных, существенных общественных отношений, на эффективное воздействие на них путем применения предусмотренных законом мер принуждения от нарушения, рассчитанное на неоднократную реализацию, в то время как коррупциогенная норма, формально имеющая такое же функциональное назначение, на практике снижает эффективность воздействия на общественные отношения.Устранение коррупциогенных норм возможно в процессе нормотворческой деятельности органа, принявшего акт (нормотворческого органа), либо реализации правоохранительных функций уполномоченными государственными органами, в том числе, органами прокуратуры3. Предмет АКЭ, осуществляемой органами прокуратуры, определен Законом об АКЭ4.

Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят АКЭНПА органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых РФ на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

ОтличияАКЭ, проводимой органами прокуратуры, от аналогичной экспертизы, проводимой другими обязанными субъектами (например, федеральными органами исполнительной власти), состоят в следующем:1. Независимость, которая позволяет прокурорскому работнику, проводящему АКЭ, делать объективные выводы.

Ведомственная АКЭне лишена возможности субъективного подхода в процессе нормотворческой деятельности, который подчас приводит к тому, что административные процедуры по оказанию публичных услуг «пишутся под себя», то есть создают комфортные условия дляслужащих, которые обязаны такие услуги оказывать, а не для тех, кому они предоставляются.

2. Имеется отличие требования прокурора об изменении НПА от экспертного заключения о проверке НПА или его проекта на наличие коррупциогенных факторов. Поскольку заключение носит лишь рекомендательный характер, то оно может быть учтено органами, организациями и их должностными лицами в процессе правотворческой деятельности, тогда как требование прокурора подлежит обязательному исполнению.

3. Другой особенностью является формальный характер выводов АКЭ, то есть не обязательно должны наступать негативные последствия в виде совершения коррупционных правонарушений. Как раз именно в таком подходе заключается превентивное значение и ее ценность. Однако мониторинг правоприменения должен играть существенную роль в выявлении коррупциогенных факторов в действующих нормативных правовых актах.

Речь в данном случае идет о выявлении коррупционных практик, т.е.фактов правоприменения, характеризующихся коррупционными проявлениями, в том числе совершением коррупционных правонарушений. В этом случае мониторинг правоприменения характеризуется как процесс, в ходе которого накапливается информация о коррупционном эффекте, коррупционном потенциале правовой нормы, содержащей коррупциогенные факторы.Анализ показывает, что именно прокуроры на основании имеющейся практики правоприменения способствуют наиболее эффективному выявлению коррупциогенных факторов.Результаты проделанной в 2018 году органами прокуратуры работы по выявлению коррупциогенных факторов в НПАи их проектах свидетельствуют о наличии положительных тенденций, направленных на снижение коррупциогенности НПАна всех уровнях власти и местного самоуправления.

За данный период прокуроры АКЭохватили более 991 тыс. НПА(в 2017 году –970 тыс.). Выявлено 48 тыс. НПА, содержащих коррупциогенные факторы (46 тыс.).В указанных НПАсодержалось свыше 59 тыс. коррупциогенных факторов (в 2017 году –56 тыс.), с целью их исключения прокурорами внесено 3,8 тыс. требований (3,8 тыс.), принесено почти 43 тыс. протестов (41 тыс.), направлено порядка 100 исков (заявлений) в суды (150), внесена 1 тыс. представлений (1 тыс.) и направлено почти 150 информаций (173).В результате проделанной работы из 45 тыс. НПА(в 2017 году –почти 43 тыс.) исключены более 55 тыс. коррупциогенных факторов (52 тыс.)6. Приведенные статистические данные свидетельствуют о высокой эффективности принимаемых прокурорами мер по проведению АКЭ.

А.В. Осипова




Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн