Актуальные юридические консультации по теме: 44-ФЗ: антимонопольные требования (общие вопросы)

44-ФЗ: антимонопольные требования (общие вопросы)

9 Январь 2019 13:00:39


Как правильно в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик должен размещать информацию на официальном сайте?

В Письме ФАС РФ от 30 июня 2014 г. N АЦ/26237/14 было разъяснено, что на официальном сайте закупок заказчик должен размещать информацию таким образом, чтобы участник мог свободно ее получить, а также скопировать. Вот точная цитата:



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

"…информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").

Таким образом, по мнению ФАС России, "если документация о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления – текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Если участники закупок являются родственниками, это нарушает Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ?

 

Да, при определенных обстоятельствах это может быть нарушением. Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ установлены антимонопольные требования к торгам. При этом ст. 17 Федерального закона запрещает ограничивать конкуренцию, в том числе за счет согласованных действий и т.п. Запрещены ст. 11.1 Федерального закона N 135-ФЗ согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, и со стороны участников.
Поэтому, учитывая конкретные обстоятельства, в действиях как заказчика, так и участников могут быть выявлены нарушения.

До какой степени можно конкретизировать описание объекта закупки?

 

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. При этом описание не должно искусственно ограничивать конкуренцию.
Поэтому в каждом конкретном случае суды по-разному оценивают включение в описание объекта закупки тех или иных элементов. Так, например, если заказчик описывает конкретные химические показатели товара, суд может признать это законным (Постановление Арбитражного суда ВВО от 24.11.2014 N А28-2623/2014). Однако в других случаях суды могут расценить это как нарушение требований антимонопольного законодательства. Поэтому заказчик должен внимательно отнестись к этому вопросу.
Интересный ответ на этот вопрос дан в Письме ФАС РФ от 14 апреля 2015 г. N АК/18070/15. Само Письмо непосредственно касается закупок бандажей, корсетов. Однако, рассматривая этот вопрос, ФАС РФ отметила следующее:
"Установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, вплоть до соответствия товару одного производителя, приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки, под которое попадают товары различных производителей, приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств".
Вместе с тем в Письме Минэкономразвития РФ от 23.09.2015 г. N ОГ-Д28-12387 сказано, что законодательство о закупках не устанавливает правил детализации описания объекта закупок.

Можно ли включать в контракт условие о расчетах через счет подрядчика, открытый в конкретном субъекте РФ?

 

Нет, нельзя. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 29.01.2015 N Д28и-104. Министерство считает, что включение такого условия нарушает ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, а также необоснованно ограничивает конкуренцию.

Может ли заказчик требовать, чтобы товар был произведен в конкретном субъекте РФ?

 

Нет, не может. Такой вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 04.09.2015 N Д28и-2579. Свою позицию Министерство объясняет тем, что в контрактных правоотношениях действует принцип защиты конкуренции. Поэтому указанное выше требование, как нарушающее конкуренцию, не может быть установлено заказчиком.

Может ли заказчик установить условие о регистрации участника на определенной территории, наличии филиалов на конкретной территории?

 

Нет, не может. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 10.08.2015 N ОГ-Д28-10702. Министерство основывает свой вывод на общем запрете ограничивать конкуренцию, который установлен в ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.

Назаров Р.А.


Метки: , ,

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн