Актуальные юридические консультации по теме: Административная ответственность водителей при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования

Административная ответственность водителей при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования

10 Февраль 2019 0:05:52


Аннотация: В статье рассматривается вопрос об административной ответственности водителей.

Ключевые слова: Водитель, груз, транспорт, ответственность, безопасность дорожного движения.

В настоящее время проблема, связанная с аварийностью на автомобильном грузовом и пассажирском транспорте, крайне обострилась.

Особую тревогу вызывает рост тяжких ДТП, совершенных по вине водителей грузового и пассажирского транспорта. По итогам 2016 г. он составил 9,7% общего числа ДТП (6676 человек); погибших в них — 9,8% общего числа погибших в ДТП (811 человек); При этом в 2016 г. зафиксировано увеличение количества ДТП по вине водителей автобусов на 7% (2196 ДТП) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в которых погибших на 31,5% (142 человека) и пострадавших (3362 человека) больше на 10,3%. [1]

Как показывает анализ, причиной подавляющего большинства происшествий является «человеческий фактор». Это, прежде всего, нарушения водителями Правил дорожного движения, нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в сфере транспорта и безопасности дорожного движения. Статьей 20 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств [2]. При этом требования, установленные ч. 1 ст. 20 Закона, относятся ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, а требования ч. 4 ст. 20 Закона — только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Вместе с тем, существует неоднозначность в определении групп требований, обязательных для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими различные виды деятельности, связанные с эксплуатацией транспортных средств: при перевозках пассажиров и грузов для собственных нужд, при управлении транспортными средствами для индивидуальных нужд водителей (руководителей предприятий, инспекторов, разъездных контролеров, бухгалтеров, юристов, различного рода консультантов, управляющих автомобилем самостоятельно), при управлении специальными и специализированными транспортными средствами (автокранами, транспортными средствами, оснащенными кранами-манипуляторами или подъемниками с рабочими платформами, транспортными средствами для обслуживания нефтяных и газовых скважин, передвижными лабораториями и мастерскими и т.п.) в целях доставки их к месту использования, при управлении транспортными средствами индивидуальными водителями в рекламных целях, с целью «обкатки» и т.д.

Очевидно, что при указанных формах эксплуатации транспортных средств также должны соблюдаться определенные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. В связи с этим предлагается ввести понятия «пассажир» и «груз», что позволит распространить на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования по перевозке пассажиров и грузов, в том числе для собственных нужд данных субъектов экономической деятельности. Кроме того, считаем необходимым дополнить ст. 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (последняя редакция) новым п. 5, который будет обеспечивать, соблюдение правил эксплуатации наземного электрического транспорта. Устанавливающим обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств наземного электрического транспорта.

Полномочие по установлению указанных правил предлагается закрепить за Минтрансом России. В настоящее время существуют изданные Минтрансом России и согласованные МВД России Правила технической эксплуатации троллейбуса, утвержденные распоряжением Минтранса России от 26 марта 2001 г. № АН-20-р, и Правила технической эксплуатации трамвая, утвержденные распоряжением Минтранса России от 30 ноября 2001 г. № АН-103-р. Указанные документы, не являясь нормативными правовыми актами, носят рекомендательный характер, морально устарели и изначально не учитывали целого ряда связанных с обеспечением безопасности дорожного движения существенных вопросов, касающихся обеспечения безопасной эксплуатации трамвайного путевого хозяйства, устройств сигнализации, централизации и блокировки, контактных сетей троллейбусов и трамваев и т.д. [3] Кроме того, в ст. 20 Закона применяются термины, не имеющие четкого законодательного определения, – «требования, обеспечивающие безопасность дорожного движения», «требования безопасности дорожного движения».

Целесообразно предусмотреть их частичное исключение и частичную замену юридически корректным термином «требования законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и о техническом регулировании». 11 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»», предусматривающий редакцию ч. 4 ст. 20. С учетом норм указанного Федерального закона были внесены уточняющие поправки в абзац первый ч. 4 ст. 20. В Российской Федерации значительное количество грузовых автомобилей и автобусов на праве собственности или ином вещном праве принадлежат физическим лицам, которые осуществляют эксплуатацию этих автобусов и грузовых автомобилей на дорогах общего пользования, осуществляют перевозки пассажиров и грузов. Между тем какие-либо требования по обеспечению безопасности дорожного движения для указанных физических лиц не установлены.

В связи с этим ст. 20 Закона дополнена новым пунктом, предусматривающим распространение ряда требований, действующих в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на физических лиц, имеющих на праве собственности или ином вещном праве автобусы или грузовые автомобили. В частности, обязать указанные физические лица: • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и о техническом регулировании и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; • обеспечивать исполнение установленной обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; • обеспечивать соблюдение правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Кроме того, на физических лиц, имеющих на праве собственности или ином вещном праве автобусы или грузовые автомобили, возложена обязанность соблюдения норм непрерывного управления транспортным средством и перерывов в таком управлении. Полномочие на установление соответствующих норм закреплено за Правительством Российской Федерации.

В связи с этим потребуется внесение изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации в части установления норм времени непрерывного управления автобусом или грузовым автомобилем и перерывов в таком управлении. [4] Новыми нормами для физических лиц установлены единые требования к перевозчикам вне зависимости от формы собственности организации и принадлежности транспортных средств, притом что нарушения требований по безопасности дорожного движения, безопасности перевозок пассажиров и грузов влекут вред одинаковой степени тяжести — гибель и ранение людей. Некоторые статистические данные свидетельствуют о значительном увеличении количества автобусов, находящихся в собственности физических лиц, и соответствующем снижении количества автобусов юридических лиц. В 2016 г. на регистрационном учете состояло свыше 450 тыс. автобусов, принадлежащих физлицам, что на порядок превышало количество автобусов юридических лиц (около 430 тыс.).

Указанные цифры могут свидетельствовать об уходе перевозчиков от выполнения более жестких требований в сфере безопасности дорожного движения и более высокой ответственности за их нарушение. В связи с этим было решено установить ответственность за нарушение данных требований. В соответствии с п. 11 Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым 4 августа 2015 г. № 5063п-П9, за Ространснадзором предусмотрено закрепление полномочий в части административного приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, при выявлении у них неоднократных грубых нарушений требований федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и изданных во исполнение их нормативных правовых актов, в том числе предусматривающих дисквалификацию должностных лиц, несущих ответственность за эксплуатацию транспортных средств.

Имеющиеся в Минтрансе России данные свидетельствуют о том, что решения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» принимаются, как правило, в пользу хозяйствующего субъекта.[5]

Кроме того, ввиду продолжительности рассмотрения подобных дел об административных правонарушениях хозяйствующие субъекты имеют возможность продолжать эксплуатацию транспортных средств с указанными нарушениями, в связи с чем безопасность участников транспортного процесса не обеспечивается должным образом. В настоящее время, в административно-правовой охране безопасности дорожного движения ежегодно нарастает большая репрессивность мер административной ответственности.

С учётом проведенного нами анализа представляется, что данная тенденция сохранится и, сохраняется, и более того в главе 12 КоАП РФ следует закрепить новые специальные составы административных правонарушений, например: совершение водителями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта общего пользования дорожно-транспортного происшествия с участием несовершеннолетних, необеспечение безопасности при перевозке грузов либо товаров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, необеспечение водителями безопасности при транспортировке людей автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.

Список использованной литературы: Официальный интернет-портал ГИБДД // http://www.gibdd.ru/ 2. Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»//СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873. 3 . Кивич Ю.В. Характеристика объектов правовой охраны в сфере общественной безопасности и общественного порядка // Правовая идея. Брянск, 2013. № 7. С. 10; 4.Упоров И.В. Административное право и практика администрирования. М.: НБ-Медиа, 2014. № 6. 5. Официальный интернет-портал Государственной системы правовой информации // http://www.pravo.gov.ru © Пелипенко Д.С., Гайда В.А. Чернов Ю.И., 2017

Пелипенко Д.С., Гайда В.А. Чернов Ю.И.


Метки:

Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн