Актуальные юридические консультации по теме: Актуальные вопросы реализации мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов

Актуальные вопросы реализации мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов

10 апреля 2018 19:55:40




В статье анализируется законодательство в рамках противодействия злоупотреблению правами и обязанностями налогоплательщиков и получению последними необоснованной налоговой выгоды. На основании обобщения информации о работе налоговых органов и судебной практики делается вывод о необходимости корректировки Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования правового механизма противодействия злоупотреблениям законодательства о налогах и сборах и расширении понятийного аппарата. Ключевые слова: налоговые схемы, необоснованная налоговая выгода, злоупотребление правом. Статьей 57 Конституции Российской Федерации закрепляется обязанность участвовать в финансировании государственных и муниципальных расходов путем уплаты установленных законом налогов и сборов.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Поскольку налог – это индивидуально безвозмездное принудительное отчуждение денежных средств конкретных лиц на общественные расходы, то возникающий конфликт интересов неизбежно влечет разные формы противодействия – как открытые (демонстрации и пикеты), так и скрытые, в частности, уклонение или создание видимости исполнения налоговой обязанности. Последнее получило название налоговой схемы, т. е. ситуации, лишь формально соответствующей налоговому законодательству и позволяющей уменьшать размер налоговых обязательств. Налоговое законодательство России на данный момент не содержит четкого механизма противодействия злоупотреблению правами в целях минимизации налогов и получения необоснованной налоговой выгоды. Однако, в связи с увеличением количества преступлений налоговой направленности (таблица 1), большое внимание стало уделяться борьбе с так называемыми налоговыми «махинациями», а также работе по ужесточению мер, направленных на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджетной системы. Прежде чем говорить о мерах по противодействию, необходимо рассказать, какие примерно схемы по уклонению от уплаты налогов и сборов существуют на данный момент.

Во-первых, это применение (использование) фиктивных сделок. Данная схема недобросовестного поведения налогоплательщика считается наиболее распространенной. Основной её целью является увеличение стоимости приобретаемого товара или оказываемой услуги путем завышения расходной части. Применительно к данной схеме можно говорить и об искусственном занижении доходов налогоплательщика путем реализации товара по заниженной стоимости. Как правило, подобные фиктивные сделки заключаются недобросовестным налогоплательщиком с «фирмами-однодневками». При выявлении подобной схемы уклонения от уплаты налогов, целью налоговых органов является доказывание факта, что документы налогоплательщика с контрагентами носят фиктивный характер, то есть, созданы с целью искажения расходной / затратной части.

В налоговой практике принадлежность юридического лица к «фирме-однодневке» обосновывается фактическим отсутствием финансово-хозяйственной операции в действительности. С 2017 года Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) установлен прямой запрет на совершение указанных действий. Во-вторых, это дробление бизнеса. Получение необоснованной налоговой выгоды таким путем заключается в снижении налогоплательщиком своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, когда деятельность нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика. 1 Говоря о мерах, то Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании 2009 года были затронуты аспекты противодействия злоупотреблению налоговыми нормами. В частности, было предложено законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами, а также механизмы противодействия использованию соглашений об избежание двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение2 . О государственной политике по борьбе с уклонением от уплаты налогов говорил и В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию на 2014 год. Однако до настоящего времени указанные изменения в НК РФ внесены не были, что, естественно, не позволяет в должном объеме использовать налоговым органам все возможности для борьбы с агрессивным налоговым планированием. Главенствующей задачей, стоящей перед налоговыми органами, является борьба с оффшорами, к которым часто прибегают российские организации, поэтому в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов», борьба с налоговыми схемами с использованием оффшорных компаний, как мера по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов ставилась на первое место. Еще одной мерой, нашедшей отражение в указанном документе, стало четкое закрепление на законодательном уровне механизмов, ограничивающих использование налогоплательщиками так называемых «фирм-однодневок».

Однако, в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов» меры противодействия этому явлению уже не отражены. Из-за отсутствия законодательно закрепленных норм, при установлении фактов злоупотребления налогоплательщиком правами налоговые органы используют в своей деятельности Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», а также письмо ФНС России от 23.03.2017 г. № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». Однако указанные документы не дают налоговым органам в полной мере бороться с уклонением или созданием видимости исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а существующая cудебная практика не предусматривает все возможные случаи злоупотребления налогоплательщиками своими правами. Таким образом, можно констатировать необходимость корректировки НКРФ в части урегулирования правового механизма противодействия злоупотреблениям законодательства о налогах и сборах. В рамках решения задач по деофшоризации российской экономики, требуется закрепление прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения (не допускаются осуществление налоговых прав исключительно с намерением извлечь налоговую выгоду, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление налоговых прав (злоупотребление правом).

Добросовестность лица презюмируется, пока его недобросовестное (виновное) поведение не будет доказано в предусмотренном федеральным законом порядке). Требуется расширить понятийный аппарат, установленный статьей 11 НК РФ, в частности, включить в нее понятия «добросовестное поведение налогоплательщика», т. е. надлежащее исполнение им своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, если налоговым органом не установлен факт злоупотребления правом, «необоснованная налоговая выгода», т. е. налоговая выгода, которая получена налогоплательщиком неправомерно, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а также, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Предлагаемые изменения будут способствовать созданию нормальных условий ведения бизнеса и созданию конкурентной среды для тех налогоплательщиков, которые не используют агрессивные механизмы налоговой оптимизации.

Л. В. Акимова


Метки: ,

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн