Актуальные юридические консультации по теме: Анализ бюджетной сметы и плана финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений

Анализ бюджетной сметы и плана финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений

1 ноября 2018 1:09:02


Государственные (муниципальные) казенные учреждения, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета, казенные учреждения, являющиеся органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (далее – казенные учреждения), обязаны осуществлять расходные операции в соответствии с показателями утвержденной для этого учреждения бюджетной сметы (ст. 161, 221 БК РФ, Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений). В силу норм п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, согласно общим требованиям, установленным Минфином. Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (п. 2 ст. 221 БК РФ).



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до казенного учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. Соблюдение казенными учреждениями требований к составлению и исполнению бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений. В результате сопоставления показателей бюджетной сметы и направления расходования денежных средств (предметов контрактов, договоров) проверяющие приходят к выводу о целевом или нецелевом расходовании казенным учреждением бюджетных средств и, соответственно, о привлечении или непривлечении учреждения (должностных лиц) учреждения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

Бюджетные и автономные учреждения вместо бюджетных смет составляют планы финансово-хозяйственной деятельности (далее – ПФХД). Общие Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), вправе установить особенности составления и утверждения ПФХД для своих подведомственных учреждений. Таким образом, государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, составляют ПФХД в соответствии:
- с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения;
- с приказом учредителя, устанавливающим форму и порядок заполнения ПФХД подведомственными учреждениями.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности учреждений должны соответствовать показателям, отраженным в плане. Выполнение этого соответствия является одним из вопросов проверки финансовой деятельности учреждения.
Рассмотрим порядок осуществления проверки бюджетной сметы и ПФХД и анализа полученных в ходе проверки показателей.
Проверка исполнения показателей бюджетной сметы. При проверке правильности составления бюджетной сметы казенного учреждения контролеры анализируют:
- своевременность получения от главного распорядителя уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования;
- своевременность получения учреждением, в отношении которого проводится проверка, бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
- соблюдение порядка утверждения бюджетной сметы;
- наличие расчетных таблиц, обосновывающих сметные показатели и являющихся неотъемлемой частью сметы;
- правомерность и своевременность внесения изменений в бюджетную смету;
- исполнение бюджетной сметы учреждением – как по кассовым (они отражают сумму средств, полученных учреждением из бюджета), так и по фактическим расходам (они отражают начисленные учреждением расходы, подтвержденные соответствующими первичными документами);
- соответствие произведенных учреждением в проверяемый период расходов показателям бюджетной сметы, утвержденной на соответствующий отчетный период;
- соответствие направления расходования средств бюджета целям и задачам, стоящим перед учреждением.
При проверке правильности составления и утверждения бюджетной сметы контролеры руководствуются нормами БК РФ, ГК РФ, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, Требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, ведомственными приказами, устанавливающими порядок составления, утверждения и исполнения бюджетных смет, и другими законодательными актами РФ.
Проводя проверку исполнения учреждением бюджетной сметы, контролеры определяют:
- отклонение кассовых расходов от фактических и выявляют причину таких отклонений;
- отклонение кассовых расходов от назначений, отраженных в бюджетной смете;
- отклонение фактических расходов от выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (например, принятие обязательств свыше утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый период, принятие обязательств по контрактам (договорам) по направлениям расходов, не предусмотренным в бюджетной смете).
При этом они анализируют:
- соблюдение учреждением сметных назначений в разрезе кодов видов расходов, статей и подстатей кодов операций сектора государственного управления;
- состав и структуру расходов проверяемого учреждения;
- достижение учреждением основных показателей деятельности;
- причины, вызвавшие отклонение фактических расходов от показателей бюджетной сметы.
С целью проверки данного вопроса целесообразно запросить следующие информацию и документы:
- бюджетные сметы (используемые учреждением в периоде проведения проверки);
- лимиты бюджетных обязательств;
- бюджетные ассигнования;
- контракты (договоры), которые были заключены учреждением в проверяемом периоде и исполнение которых предусмотрено в проверяемом периоде;
- банковская выписка за проверяемый период (журналы операций с безналичными денежными средствами, к которым подшивается выписка из банка, за проверяемый период).
С 1 января 2016 года показатели бюджетной сметы на 2016 год формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 Требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений). Это связано с изменениями, внесенными в Указания о порядке применения бюджетной классификации, Инструкцию N 162н. В целях приведения Требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений в соответствие с положениями действующего законодательства РФ из форм "Бюджетная смета", "Проект бюджетной сметы", "Изменение показателей бюджетной сметы", приведенных в приложениях 1-3 к данным требованиям, была исключена графа 7 "КОСГУ". То есть с учетом произошедших изменений форма бюджетной сметы начиная со сметы, составленной на 2016 год, предусматривает распределение направления расходования выделенных учреждению сумм бюджетных ассигнований в разрезе раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов бюджетной классификации и кода аналитического показателя. Код аналитического показателя указывается в бюджетной смете только в случае, если порядком составления, ведения и утверждения бюджетных смет, утвержденным главным распорядителем бюджетных средств, указанный код предусмотрен для дополнительной детализации расходов бюджета.
Таким образом, если при проверке бюджетных смет за 2015 год проводится проверка правильности расходования учреждением средств в разрезе КОСГУ, то в отношении бюджетных смет 2016 года осуществляется анализ правильности расходования учреждением средств в разрезе разделов, подразделов целевой статьи и видов расходов бюджетной классификации и в отношении КОСГУ, если по решению учредителя бюджетные ассигнования распределяются в бюджетной смете еще и по кодам аналитики.
Проводя проверку исполнения бюджетных смет за 2015 год, контролеры обращают внимание на соблюдение учреждением сметных назначений в целом, в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов (проверка осуществляется путем сопоставления показателей бюджетной сметы и видов платежей, отраженных в выписке с лицевого счета учреждения). При анализе сметы за 2015 год в части состава и структуры кассовых и фактических расходов учреждения в разрезе статей и подстатей КОСГУ проверяются:
- ведение учета и расходование средств на оплату труда, дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных трудовым договором, начисление страховых взносов;
- договоры на оказание услуг, в том числе всех видов услуг связи, договоры аренды помещений, договоры на приобретение коммунальных услуг (отопление, освещение, горячее и холодное водоснабжение, предоставление газа и электроэнергии, канализации, текущее содержание в чистоте зданий, дворов и иного имущества), их наличие и законность, соблюдение порядка закупки работ и услуг в соответствии с действующим законодательством, правильность и обоснованность списания бюджетных средств за выполненные работы, оказанные услуги;
- поступившие нефинансовые активы учреждения;
- безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, бюджетам;
- расходы, связанные с уплатой налогов, выплатой стипендий, возмещением убытков и вреда, прочие расходы, не отнесенные к другим статьям.
Так, в ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств на оплату труда (подстатьи 211 "Заработная плата", 212 "Прочие выплаты" КОСГУ) на основе договоров (контрактов), дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, устанавливаются:
- соответствие приказов, распоряжений, положений проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
- источники выплат по заработной плате, надбавкам, дополнительным выплатам и компенсациям, наличие перерасхода сметных назначений. При наличии перерасхода необходимо установить, по каким причинам он допущен и за счет каких источников осуществлен;
- правильность выплаты заработка в соответствии с установленными окладами, надбавками, премиями, исчисления среднего заработка для оплаты отпусков, компенсаций при увольнении. Следует учитывать, что отдельным категориям работников бюджетной сферы ставки зарплаты и должностные оклады устанавливаются в зависимости от стажа работы и уровня образования;
- правильность выплат за совместительство, замещение отсутствующих работников и вакантных должностей, выплат сторонним лицам за работы, подлежащие выполнению штатными сотрудниками;
- правильность выплат по пособиям, компенсациям, выплатам, обусловленным статусом сотрудников;
- соблюдение норм рабочего времени, установленных законодательством отдельным категориям работников;
- правильность расходования средств на оказание материальной помощи, прочие компенсации.
При проверке расходов по начислениям на заработную плату (подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда") обращается внимание на полноту начислений и своевременность уплаты страховых взносов в территориальные государственные внебюджетные фонды, а также устанавливаются правильность и своевременность выплаты пособий, принятия в зачет сумм страховых взносов при расчете пособий и других расходов за счет средств ФСС.
При проверке расходов на приобретение нефинансовых активов (статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов") устанавливаются:
- правильность планирования ассигнований на канцелярские и хозяйственные расходы, приобретение оборудования и инвентаря;
- целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;
- правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);
- соответствие произведенных расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и лимитам бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации РФ, полнота оприходования и правильность списания;
- правильность расходования средств на горюче-смазочные материалы, соответствие фактических расходов топлива и смазочных материалов нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным Минтрансом;
- соблюдение порядка закупки товаров и услуг, осуществление закупок товаров и услуг на основе государственных и муниципальных контрактов.
При анализе использования бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества обращается внимание на использование этого оборудования по целевому назначению, а также предоставление его в аренду с получением последующей оплаты.
При проверке правильности совершения учреждением командировочных расходов (подстатьи 212 "Прочие выплаты", 222 "Транспортные услуги", 226 "Прочие работы, услуги") обращается внимание:
- на законность и целесообразность расходования средств на служебные разъезды;
- на правильность оплаты командировочных расходов (соблюдение утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации и возмещение расходов в пределах установленных норм);
- на соблюдение порядка командирования и норм возмещения командировочных расходов.
При анализе расходов по прочим услугам и работам (подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", 226 "Прочие работы, услуги", статья 290 "Прочие расходы") проверке подлежат затраты:
- на оплату научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных и изыскательских работ, услуг по типовому проектированию;
- на монтажные и пусконаладочные работы;
- на противопожарные мероприятия;
- на услуги по страхованию;
- на услуги в области информационных технологий, типографские услуги, медицинские и санитарно-эпидемиологические работы и услуги;
- на оплату текущего ремонта и реставрацию нефинансовых активов;
- прочие текущие.
Проводя проверку соответствия произведенных учреждением в отчетном периоде кассовых и фактических расходов разделам, подразделам, целевой статье, виду расходов бюджетной классификации, отраженным в бюджетной смете, действия проверяющих аналогичны тем, которые нами были рассмотрены выше. Только вместо разд. 5 Указаний о порядке применения бюджетной классификации проверяющие руководствуются положениями разд. 3 данного документа. При этом проводится проверка соответствия произведенных в отчетном периоде кассовых и фактических расходов, показателей бюджетной сметы.
Среди нарушений в отношении составления, утверждения и исполнения бюджетных смет можно выделить следующие:
1. Нарушения утверждения бюджетных смет (например, отсутствие даты утверждения бюджетной сметы, несмотря на то что наличие такой даты предусмотрено формой сметы).
2. Нарушения оформления бюджетных смет (скажем, несоответствие наименования получателя бюджетных средств, указанного в бюджетной смете, наименованию, отраженному в уставе учреждения; применение учреждением формы бюджетной сметы, не соответствующей форме, утвержденной приказом учредителя для своих подведомственных учреждений).
3. Отсутствие расчетных таблиц, обосновывающих сметные показатели, являющиеся неотъемлемой частью сметы (из положений п. 6 Требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений следует, что к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы).
4. Нецелевой характер расходования бюджетных средств.
Проверка исполнения учреждением ПФХД. За несоблюдением бюджетным и автономным учреждением показателей ПФХД административной ответственности не предусмотрено. Однако в случае нарушения учреждением правил составления и исполнения ПФХД к должностным лицам, ответственным за составление, исполнение плана и своевременное внесение в него изменений, могут быть применены дисциплинарные взыскания в силу норм ст. 192 ТК РФ.
При проверке правильности составления и исполнения показателей ПФХД необходимо проанализировать:
- соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, соглашение о предоставлении целевой субсидии. Суммы указанных в соглашении субсидий сопоставляются с размером поступлений, отраженных в ПФХД;
- государственные (муниципальные) задания;
- оборотные ведомости по счетам, содержащие данные по суммам поступлений и выбытий денежных средств за проверяемый период (показатели по поступлениям и расходованию средств, содержащиеся в оборотной ведомости, сопоставляются с данными, отраженными в ПФХД), по соответствующим кодам видам расходов, кодам подвидам доходов, КОСГУ.
Здесь же заметим: при проверке составления ПФХД контролеры учитывают, что законодательством РФ не установлено требование о соответствии плановых показателей по выплатам, отраженным в ПФХД по объему и назначениям, нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания (письма Минфина РФ от 24.06.2013 N 02-13-10/23799, от 29.04.2016 N 02-03-06/25186). Понятие "нецелевое использование бюджетных средств" установлено в ст. 306.4 БК РФ и ст. 15.14 КоАП РФ и не относится к использованию средств субсидии на выполнение государственного задания. Использование учреждением средств такой субсидии не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными соглашением, может повлечь наступление ответственности для учреждения. Напомним, что при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания учитываются все затраты, связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). При этом орган исполнительной власти, выполняющий функции учредителя, для определения размера субсидии использует методику определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (разрабатывается органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя, и утверждается его приказом). Соотношение показателей данной методики и показателей, отражаемых учреждениями в ПФХД, на законодательном уровне не установлено. Однако на момент подготовки книги к печати на регистрации в Минюсте находится Приказ Минфина РФ от 29.08.2016 N 142н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н "О Требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", в котором приводятся формы расчетов (обоснования) показателей ПФХД учреждения. Таблицы расчетов (обоснований) к ПФХД приведены в отношении:
- выплат плановых выплат персоналу;
- социальных и иных выплат населению;
- расходов на уплату налогов, сборов и иных платежей;
- плановых безвозмездных перечислений организациям;
- расходов на закупку товаров, работ, услуг;
- прочих расходов (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг).
Формы расчетных таблиц (таблиц обоснования) носят рекомендательный характер и при необходимости могут быть:
- изменены (с соблюдением структуры, в частности строк и граф таблицы);
- дополнены иными графами, строками, а также дополнительными реквизитами и показателями, в том числе кодами показателей по соответствующим классификаторам технико-экономической и социальной информации;
- дополнены новыми расчетами (обоснованиями) показателей.
Если в соответствии со структурой затрат отдельные виды выплат учреждение не осуществляет, то соответствующие расчеты (обоснования) к показателям плана не формируются.
Предполагается, что Приказ Минфина РФ N 142н начнет применяться при формировании ПФХД начиная с ПФХД на 2017 год. То есть после того, как упомянутые изменения вступят в силу, контролеры при проведении проверки будут сопоставлять фактическое расходование учреждением средств (в разрезе каждого источника поступления) с данными, отраженными в расчетных таблицах ПФХД. Помимо положений этого приказа при разработке и утверждении ПФХД на 2017 год учреждения будут учитывать положения Приказа Минфина РФ от 24.09.2015 N 140н (далее – Приказ N 140н), которым были внесены поправки относительно информации, отражаемой в таблицах плана. Заметим, что отдельная информация (за исключением той, которая содержится в пп. "и", "л" п. 1 Приказа N 140н) по решению учредителя могла применяться при составлении подведомственными учреждениями ПФХД на 2016 год.
Изменения, вносимые Приказом N 140н, касаются содержательной части ПФХД, которая состоит из текстовой (описательной) части и табличной части (п. 6 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения в редакции Приказа N 140н).
В табличную часть ПФХД включаются (п. 8 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения в редакции Приказа N 140н):
- таблица 1 "Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)", включающая показатели о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах, принятых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления ПФХД;
- таблица 2 "Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)";
- таблица 2.1 "Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)";
- таблица 3 "Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)";
- таблица 4 "Справочная информация".
Таблицы ПФХД, приведенные в Требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения и применяющиеся при составлении ПФХД начиная с 2016 года, содержат более детальную и емкую информацию, чем таблицы формы ПФХД, применяющиеся сейчас. Полагаем, что со следующего года контроль в отношении расходования бюджетными и автономными учреждениями средств субсидий будет усилен, соответственно, предмет проверок ПФХД и перечень рассматриваемых вопросов будут изменены.
Предметом проверки правильности составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения является проверка соответствия:
- формы применяемого учреждением ПФХД форме ПФХД, рекомендуемой к применению органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- сумм доходов, фактически поступивших в учреждение, показателям, отраженным в ПФХД;
- общего объема фактических выплат и выплат, произведенных учреждением в разрезе источников поступления денежных средств, КОСГУ, показателям по расходам, отраженным в ПФХД по этим источникам;
- отраженных в ПФХД остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода данным лицевых счетов (счетов, открытых в коммерческом банке) и показателям бухгалтерского учета;
- фактических расходов, произведенных учреждением в рамках реализации положений закона о контрактной системе, о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, сведениям, отраженным в ПФХД (при проверке ПФХД на 2017 год);
- показателей бухгалтерского учета фактическим доходам и расходам учреждения, отраженным в ПФХД;
- показателей бухгалтерского учета о поступлении и выбытии средств, учитываемых по коду вида деятельности "3", данным, отраженным в ПФХД (при проверке ПФХД за 2017 год);
- сумм планируемых поступлений, отраженных в ПФХД, суммам, указанным в соглашении о выделении субсидии (на выполнение государственного (муниципального) задания, целевой субсидии);
– показателей, отраженных в сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению, соглашении о предоставлении таких субсидий, данным бухгалтерского учета и информации, отраженной в контрактах (договорах), оплата которых будет производиться за счет средств целевых субсидий.
Кроме того, контролируется своевременность внесения в ПФХД изменений.
В ходе контрольных мероприятий может быть произведен анализ исполнения ПФХД в разрезе выплат, предусмотренных планом. Результаты анализа могут быть представлены в следующей таблице:

Выплаты в разрезе КОСГУ

План ФХД на ____ год (руб.)

Исполнено фактически за ____ год (руб.)

Остаток (руб.) (графа 2 – графа 3)

Показатель исполнения, % (графа 3 / графа 2 х 100)

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Среди нарушений, отображаемых в актах проверок контрольных органов, можно выделить следующие:
1. При изменении размера поступлений (субсидий, средств от приносящей доход деятельности) показатели ПФХД не корректируются. Напомним, что согласно п. 19 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения в целях внесения изменений в ПФХД составляются новые ПФХД, показатели которых не должны вступать в противоречие в части кассовых операций с выплатами, проведенными до внесения изменения в ПФХД, а также с показателями планов закупок, указанными в п. 11.1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. Решение о внесении изменений в названный план принимается руководителем учреждения (подразделения). Соответственно, когда размер планируемых поступлений меняется (например, при внесении поправок в соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)), показатели ПФХД должны корректироваться. Вносить изменения в ПФХД можно неограниченное количество раз – при соблюдении условий, установленных п. 19 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

2. Расхождение данных, содержащихся в отчете о расходовании сумм субсидии на иные цели, с информацией, отраженной в сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.
3. Превышение общего размера расходов, указанных в ПФХД, над доходами. ПФХД может содержать планируемый остаток денежных средств на конец отчетного периода. При этом превышение суммы плановых расходов над суммами доходов с учетом остатка денежных средств на начало года в ПФХД недопустимо.

Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений – 2016 (под общ. ред. д.э.н. Ю.А. Васильева). – "БиТуБи", 2016 г.


Метки: , ,

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Загрузка...

Вопросы онлайн