Налог на имущество может рассчитываться двумя способами: по кадастровой стоимости и по среднегодовой стоимости имущества. Затруднения у налогоплательщиков возникают при применении любого из этих вариантов. В статье мы попробуем ответить на некоторые вопросы, опираясь на нормы права и разъяснения официальных органов.
С 1 января 2016 года для всех организаций, которые исчисляют налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости, отчетными периодами являются I, II и III кварталы календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ). Остальные налогоплательщики, как и раньше, признают отчетными периодами первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом местные законодательные органы вправе определить, будет ли налоговый период включать отчетные периоды, но не менять указанный порядок (п. 3 ст. 379). Соответственно, если региональным нормативным актом установлено отсутствие отчетных периодов, все налогоплательщики данного субъекта будут платить налог на имущество только по итогам налогового периода.
Итак, налог на имущество, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости имущества, и тот же налог, но исчисляемый исходя из среднегодовой стоимости имущества, имеют разные отчетные периоды. Значит, в отчетности (в частности, в расчете по авансовому платежу по налогу на имущество*(1)) должны быть указаны разные коды.
Но в Порядке заполнения расчета по авансовому платежу по налогу на имущество*(2) изменения, внесенные в п. 2 ст. 379 НК РФ, до сих пор не учтены. В связи с этим ФНС в Письме от 25.03.2016 N БС-4-11/5197@ рекомендовала плательщикам "кадастрового" налога при заполнении расчетов по авансовым платежам указывать по строке "Отчетный период" такие коды:
Код |
Наименование |
21 |
I квартал |
17 |
Полугодие (II квартал) |
18 |
Девять месяцев (III квартал) |
51 |
I квартал при реорганизации (ликвидации) организации |
47 |
Полугодие (II квартал) при реорганизации (ликвидации) организации |
48 |
Девять месяцев (III квартал) при реорганизации (ликвидации) организации |
В Письме от 11.08.2016 N ГД-4-11/14729 специалисты ФНС отметили: эти же коды организации должны применять, если в одном расчете по авансовым платежам они показывают имущество, налоговая база в отношении которого определяется как среднегодовая стоимость, и имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
Со своей стороны добавим: ошибка в коде в отчетности относится к разряду технических ошибок и не приводит к нарушению сроков представления декларации в налоговую инспекцию, ответственность за что предусмотрена ст. 119 НК РФ, хотя налоговики могут приравнять расчет, представленный с недочетами в оформлении (в том числе с неверным кодом отчетного периода), к непредставленному. Чтобы избежать штрафа, имеет смысл внимательно отнестись к указанию кодов отчетных периодов.
Движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС с 1 января 2013 года, является льготируемым и освобождается от обложения налогом на имущество согласно п. 25 ст. 381 НК РФ. Но указанная льгота не распространяется на объекты движимого имущества, которые приняты на учет в результате:
– реорганизации или ликвидации юридических лиц;
– передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Итак, исходя из буквального толкования нормы п. 25 ст. 381 НК РФ, неправомерно применение организациями льготы по налогу на имущество в отношении объектов движимого имущества, принятых от взаимозависимых лиц на учет в качестве основных средств (см. Письмо Минфина России от 05.04.2016 N 03-05-05-01/19219). Это налоговые правила. Здесь также уместно напомнить, что согласно п. 1 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по правилам бухучета.
В свою очередь, в бухгалтерском учете информация об основных средствах формируется в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(3) и Планом счетов и Инструкцией *(4) по его применению. Собственно говоря, от бухгалтерских правил и предстоит отталкиваться при решении вопроса о применении льготы по налогу на имущество. В контексте обозначенной проблемы представляют интерес два счета – 07 "Оборудование к установке" и 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Вместе с тем на практике приобретенное основное средство нередко нуждается в монтаже и (или) установке. А как быть с льготой по налогу на имущество, если комплектующие к основному средству приобретаются у взаимозависимых лиц или эти лица привлекаются к его монтажу и установке? В главе 30 НК РФ ответа на этот вопрос нет. Но данный пробел восполнили письменные разъяснения официальных органов.
При решении вопроса о применении (или неприменении) льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ, в отношении движимого имущества, собираемого из материалов (комплектующих), приобретаемых у взаимозависимых лиц, чиновники рекомендуют исходить из того, на каком счете (07 или 08) в конечном итоге аккумулировалась информация о материалах (или комплектующих), используемых для изготовления (монтажа) основного средства. Примеры таких разъяснений в отношении практических ситуаций приведены в таблице.
Где рассмотрена ситуация? |
Вывод чиновников |
Ситуация 1: отдельные комплектующие для монтажа основного средства приобретались у взаимозависимых лиц |
|
Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-05-04-01/73730*(1) |
Если монтаж оборудования производился из отдельных частей оборудования, запасных частей, аппаратуры, приборов, приобретаемых у взаимозависимых лиц, то в отношении такого оборудования льгота не применяется. В иных случаях оснований для ее неприменения в отношении оборудования, требующего монтажа, не имеется |
Ситуация 2: сооружение (изготовление) основного средства производится из материалов, приобретенных у взаимозависимых лиц |
|
Письмо Минфина России от 05.03.2015 N 03-05-04-01/11797*(2) |
В отношении объектов движимого имущества, учтенных в качестве основных средств и изготовленных из материалов, приобретенных после 1 января 2013 года, независимо от того, у кого их приобрели (у взаимозависимого или невзаимозависимого лица), налоговая льгота применяется. Если в отношении объекта основных средств применялась указанная льгота, то ее действие сохраняется и после модернизации и реконструкции основного средства, в том числе с привлечением материалов, приобретенных у взаимозависимого лица |
Ситуация 3: монтаж основного средства осуществляло взаимозависимое лицо |
|
Письма Минфина России от 11.11.2015 N 03-05-05-01/64856, от 28.06.2016 N 03-05-05-01/376 |
Налоговая льгота применяется в отношении принятого к учету в состав основных средств с 1 января 2013 года движимого имущества, требующего монтажа и приобретенного у лица, не признаваемого взаимозависимым, независимо от того, какое лицо (взаимозависимое или нет) производило монтаж данного оборудования*(3) |
*(1) Письмом от 23.12.2015 N БС-4-11/22665@ ФНС распространила данное разъяснение для всеобщего исполнения – как территориальными налоговиками, так и налогоплательщиками. |
Поясним сказанное. Контролеры (Минфин и ФНС), руководствуясь нормативными актами по бухгалтерскому учету, считают комплектующие, из которых собирается движимое имущество (подчеркнем: учитываемых на счете 07), обязательным элементом основного средства. Значит, налогом на имущество они должны облагаться по одинаковым правилам. Поэтому если запчасти, из которых собиралось движимое имущество, приобретались у взаимозависимого лица, то они не исключаются из объектов обложения налогом на имущество организаций. Соответственно, и в отношении самого готового объекта, введенного в эксплуатацию после монтажа, не применяется льгота, предусмотренная п. 25 ст. 381 НК РФ.
Данный вывод чиновников может быть истолкован двояко:
1) для неприменения указанной льготы в отношении собираемого объекта движимого имущества достаточно всего лишь одной запчасти, приобретенной у взаимозависимого лица;
2) обозначенная льгота не распространяется на оборудование, которое полностью состоит из частей (запасных частей, аппаратуры, приборов), приобретенных у взаимозависимых лиц.
Каковые различия между этими выводами (и соответственно, налоговые последствия), полагаем, объяснять не стоит. Желательно, чтобы официальные органы уточнили свою позицию касательно запчастей, приобретаемых для сборки движимого имущества у взаимозависимых лиц. Но они до сих пор хранят молчание на этот счет, вследствие чего налогоплательщикам, очевидно, имеет смысл ориентироваться на первый (более жесткий) вариант. Что касается самого монтажа движимого имущества, взаимозависимость лица, осуществляющего его, и собственника, по мнению контролеров, не влияет на право организации применять льготу по налогу на имущество.
В части изготовления движимого имущества, затраты на которое собираются на счете 08, Минфин в Письме N 03-05-04-01/11797 совершенно справедливо заметил, что материалы и ТМЦ, используемые для изготовления основного средства, учитываются на счете 10 "Материалы". А в силу ст. 374 НК РФ запасы не являются объектом обложения налогом на имущество. Поэтому для применения льготы п. 25 ст. 381 НК РФ не важно, у какого лица (взаимозависимого или невзаимозависимого) были приобретены материалы для изготовления движимого имущества.
В случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объектов основных средств изменяется первоначальная стоимость объекта, а не происходит его постановка на учет заново. Следовательно, для применения льготы по налогу на имущество не имеет значения, у кого приобретались запчасти.
К сведению. Правительство РФ планирует распространить льготу на движимое имущество на все новые транспортные средства независимо от того, были они куплены или получены в ходе реорганизации. Соответствующие поправки налогового законодательства переданы на рассмотрение депутатов Госдумы. Правительство, в частности, хочет дополнить п. 25 ст. 381 НК РФ правилом, которое позволит организациям не платить налог на имущество в отношении всех транспортных средств, произведенных после 1 января 2013 года. От налога на имущество планируется освободить и все без исключения компании, которые приняли на баланс транспорт в результате реорганизации или ликвидации юридического лица, а также в случае передачи и (или) приобретения движимого имущества лицами, признаваемыми взаимозависимыми. Одобрят или нет эти изменения законодатели – покажет время.
Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ облагаемая база по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (их перечень приведен в ст. 378.2 НК РФ) определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Статьей 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены особенности применения кадастровой стоимости недвижимого имущества в период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года.
Проще говоря, законодателем установлен переходный период продолжительностью в три года. Суть его заключается в следующем.
Во-первых, в указанный период будет применяться кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2014 года.
Во-вторых, если после обозначенной даты кадастровая стоимость уменьшалась (например, по решению суда), в том числе неоднократно, то для расчета налога применяется наименьший ее размер.
В-третьих, если после 1 января 2014 года проводилась оценка ранее учтенного либо вновь созданного объекта недвижимости, то до 1 января 2017 года его кадастровая стоимость должна быть пересчитана с использованием сведений, имеющихся на 1 января 2014 года.
Иными словами, до 1 января 2020 года для целей налогообложения кадастровая стоимость объектов недвижимости фактически "замораживается" на уровне 1 января 2014 года, если только впоследствии не будет определена меньшая кадастровая стоимость.
Нюансы применения кадастровой стоимости в переходный период чиновники Минфина пояснили в Письме от 30.09.2016 N 03-05-04-01/57212*(5), в частности, указав, что:
– в отношении имущества иностранных организаций при расчете налога на имущество применяется кадастровая стоимость, полученная начиная с 1 января 2014 года;
– в отношении иных объектов имущества (указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ) применяется кадастровая стоимость, установленная на 1 января года законом субъекта РФ, регламентирующим особенности определения налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости (вне зависимости от даты включения конкретного объекта недвижимости в перечень объектов административно-делового и торгового назначения).
В силу ст. 378.2 НК РФ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов коммерческой недвижимости определяются законами субъектов РФ.
Кинотеатры, являющиеся отдельными зданиями, а не элементами торгово-развлекательных центров, на основании ОК 029-2014 (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), а также ОК 034-2014 (Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности*(6) не считаются объектами коммерческой недвижимости, в отношении которых ст. 378.2 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы. Вместе с тем в таких кинотеатрах нередко размещаются объекты торговли и общественного питания, причем могут занимать довольно значительную площадь.
Возникает закономерный вопрос: как рассчитывать налог на имущество по кинотеатрам, являющимся отдельными зданиями? Пояснения на этот счет даны в Письме Минфина России от 01.09.2016 N 03-05-04-01/51060.
Чиновники считают, что если здание кинотеатра или помещения в нем фактически используются для размещения объектов торговли и общественного питания и эти объекты отвечают условиям, установленным п. 3-5 ст. 378.2 НК РФ, то налоговая база по кинотеатру должна определяться как кадастровая стоимость. Но при условии, что региональные органы власти:
– определят вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющихся объектами налогообложения (п. 9 ст. 378.2);
– не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество установят на данный налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, и разместят его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2).
Соответственно, если они этого не сделают, налог на имущество в отношении здания кинотеатра следует рассчитывать в обычном порядке, то есть исходя из среднегодовой стоимости.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) В отчетной кампании 2016 года подлежит применению форма расчета, утв. Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.
*(2) Утвержден Приказом ФНС России N ММВ-7-11/895.
*(3) Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
*(4) Утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
*(5) Письмом ФНС России от 11.10.2016 N БС-4-11/19238@ доведено до сведения налоговиков и налогоплательщиков.
*(6) Оба упомянутых классификатора утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Т.М. Медведева,
эксперт журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского
учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 11, ноябрь 2016 г., с. 44-52.