website templates free download


Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), вступивший в силу с 1 января 2014 г., расширил перечень принципов. Одним из новых принципов Закон о контрактной системе называет принцип профессионализма заказчика. Целью настоящей статьи является рассмотрение сущности данного принципа применительно к сфере закупок, а также определение его специфики по сравнению с трактовкой данного принципа в иных отраслях права.

Применительно к теме настоящей статьи данным институтом является институт контрактной системы в сфере закупок. Принцип профессионализма является основным началом деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок по вопросам назначения, распределения, исполнения обязанностей работников данных субъектов правоотношений.

Закон о контрактной системе раскрывает принцип профессионализма заказчика через призму двух составляющих: 1) осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (ч. 1 ст. 9); 2) принятие мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 9).

Применительно к первой составляющей целесообразно провести аналогию закона с законодательством, содержащим и устанавливающим принцип профессионализма как один из принципов правового регулирования отдельных институтов права. Так, до принятия Закона о контрактной системе принцип профессионализма установлен в качестве одного из принципов деятельности государственной гражданской службы, муниципальной службы и т.д. Вместе с тем данная норма закона не раскрывает сущности указанного термина [1]. Так, профессионализм рассматривается как высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Применительно к законодательству о государственной гражданской службе исходя из трактовки термина «профессионализм», обозначенной выше, принцип профессионализма рассматривается с двух сторон. С одной стороны, данный принцип обязывает гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданских служащих, иметь необходимый уровень и вид профессионального образования, соответствующего должностным полномочиям, профессиональный стаж, знания, навыки (уровень квалификации) и т.п. [2].

С другой стороны, авторы Комментария к закону о государственной службе российского казачества указывают, что сущность профессионализма сводится к определению порядка наделения граждан соответствующими полномочиями, а также порядку осуществления ими своих должностных обязанностей, а компетентность в данном случае выступает в качестве одной из форм проявления профессионализма и определяет качественные характеристики деятельности, т.е. то, как реализует должностные обязанности служащий и каких результатов он достиг за определенный период. Указанное разграничение двух критериев оценки деятельности государственных служащих представляется необходимым и при рассмотрении принципа профессионализма заказчика применительно к сфере закупок. Второй составляющей принципа профессионализма государственных служащих является осуществление постоянной профессиональной деятельности, т.е. профессии — род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

В данном случае осуществление указанной деятельности должно отражать сущность трудовой функции работника [3. с. 128]. Выполнение трудовой функции по той или иной профессии предполагает выполнение ее на регулярной основе как по основному месту работы в течение длительного периода времени. Государственная гражданская служба является постоянной, единственной или основной деятельностью служащего, т.е. профессией, дающей средства к существованию. Исходя из общего подхода к трактовке принципа профессионализма, обозначенного выше, можно выделить следующие особенности данного принципа, которые в полной мере должны быть применены и в сфере закупок: 1) наличие необходимого уровня квалификации, специальных знаний, навыков, опыта работы в соответствующей сфере; 2) осуществление деятельности на профессиональной основе, т.е. по основному месту работы; данный вид деятельность должен быть основной трудовой функцией работника, должен быть предусмотрен трудовым договором;

3) постоянное профессиональное повышение квалификации работников соответствующих служб; 4) качественное выполнение работником трудовой функции; 5) ответственность работников за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих трудовых обязанностей. Полный перечень участников контрактной системы определен в п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе. Так, в частности, к данным лицам также относятся: — уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, создаваемые в целях централизации закупок в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе; — операторы электронных площадок. Таким образом, считаем, что сфера действия принципа профессионализма необоснованно сужена Законом о контрактной системе. Учитывая основополагающий характер принципов правового регулирования, он должен охватывать всю сферу соответствующего института права, т.е. распространять свое действие на всех субъектов данных правоотношений [4].

Применительно к заказчику принцип профессионализма Законом о контрактной системе реализован через создание контрактной службы либо назначение контрактного управляющего в зависимости от годового объема закупок в соответствии с планом-графиком (ст. 38). При этом Закон не обязывает заказчика создавать специальное структурное подразделение, осуществляющее деятельность в сфере закупок (хотя термин «профессиональная деятельность» предполагает соответствующую специфику работы). Для работников контрактной службы и контрактного управляющего устанавливается общее требование об обязательном наличии высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ч. 6 ст. 38). Иных требований к данным лицам Закон о контрактной системе не устанавливает. Кроме того, в соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, до указанной даты Законом о контрактной системе фактически не установлены требования к уровню профессионального образования работника контрактной службы или контрактного управляющего. К иным субъектам, осуществляющим деятельность в данной сфере, также относятся: — комиссии по осуществлению закупок, которые создаются заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 39 Закона о контрактной системе);

— эксперты, экспертные организации, привлекаемые заказчиком в соответствии со ст. 41 Закона о контрактной системе. Министерство экономического развития РФ в письме от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 по данному вопросу указывает, что «не менее 50 процентов состава комиссии должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки». В данной связи также представляет интерес разъяснение Министерства экономического развития РФ, предоставленное в связи с запросом по вопросу о квалификационных требованиях к членам комиссии по осуществлению закупок. Так, «по мнению Минэкономразвития России, действие статьи 9 «Принцип профессионализма заказчика» и части 23 статьи 112 Закона распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок, в части прохождения ими профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2016 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ в ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе внесены изменения: данный срок заменен на 1 января 2017 г. [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что, декларируя принцип профессионализма, Закон о контрактной системе: 1) необоснованно сузил круг субъектов, на которых распространяется действие данного принципа [6]; 2) установил лишь общие требования к квалификации работников контрактной службы заказчика (контрактному управляющему); 3) нормой ч. 5 ст. 39 нарушил сущность принципа профессионализма в отношении членов комиссии. В связи с этим представляется необходимым доработать нормы Закона о контрактной системе с установлением более четких требований к работникам, задействованным в сфере закупок.

Библиографический список:

1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2013. С. 226 — 227.

2. Габричидзе Б.Н., Коланда В.М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. 2015. № 12. С. 19.

3. Бондаренко И.А. Условия и источники благополучия домашних хозяйств в России: региональный аспект. – Актуальные проблемы экономики и права. -2014. №4(32). –С.126132.

4. Бондаренко И.А. Издержки и выгоды взаимодействия субъектов российской экономики на рынках экономических ресурсов/Научно-методический электронный журнал Концепт. Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. -2015.-№14. – С.11.-15.

5. Гапанович А.В. Профессионализм заказчика как принцип контрактной системы в сфере закупок // Юрист. 2014. № 12. С. 16 — 20.

6. Смотрицкая И.И. Институт закупок в российской экономике: драйверы и барьеры развития//Вестник института экономики Российской академии наук. 2014. -№5. –с.47-59.

Торосян Д.В.


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.