website templates free download


Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее – Закон № 44-ФЗ) предоставляет возможность обеспечения государственного или муниципального контракта, указанными п.3 ст.96 способами: предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44ФЗ (то есть аналогично обеспечивающей заявке на участие в закупке), или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Актуальным на сегодняшний день является вопрос о допустимости включения гарантийных сроков в период действия обеспечения исполнения контракта, или если выразиться иначе, отождествления гарантийных и контрактных обязательств. В широком смысле гарантийными могут быть дополнительные обязательства самого должника или же третьего лица. Рассматривая обязательства, которые принимает на себя поставщик по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров, юридическим фактом, предопределяющим возникновение гарантийного обязательства, безусловно, выступает договор (контракт). Само же понятие «гарантийных обязательств» в Закон № 44-ФЗ не включено, тогда как прежним законодательством в сфере регулирования отношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд (п. 15.2 ч.4 ст. 22 и п. 11ч.3 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ) данное определение было предусмотрено. Предлагается преодолеть данный пробел внесением в п.13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ условия о том, что контракт на поставку товаров может содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

Само же понятие «гарантийных обязательств» вносится отдельным понятием в ст. 3 Закона о контрактной системе как документ, подтверждающий соответствие качества поставляемого товара по условиям общих положений о купле-продаже и контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд и призванное гарантировать их надежную работу при надлежащей эксплуатации. На данный момент не совсем ясным остается вопрос о возможности установления банковской гарантии наравне с основным обязательством также и на гарантийное обязательство для устранения недостатков, которые были бы выявлены в ходе гарантийных сроков. Выбор поставщиком способа защиты исполнения контракта, как известно, осуществляется самостоятельно путем выбора либо выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ, либо внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Максимальный срок возврата денежных средств Законом № 44-ФЗ не установлен, тем не менее, ч.3 ст.96 Закона № 44ФЗ устанавливает минимальный срок выдачи банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Однако, в перечне документов, предоставляемых в банк вместе с требованием об уплате денежных средств по банковской гарантии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, назван документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока). В то же время в ст. 45 Закона № 44-ФЗ, определяющей требования к условиям гарантии и в развитие которой принято упомянутое Постановление, говорится именно о гарантии исполнения контракта.

Кроме того, в ч. 6 и 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ речь идет о штрафе и пени за нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантийного обязательства. Приведенные нормы наводят на мысль именно о том, что гарантийные обязательства охватываются контрактом: гарантия исполнения обеспечивает интересы бенефициара (заказчика) при наступлении гарантийного случая, а контрактные санкции преследуют поставщика (подрядчика) в период действия гарантийных обязательств. О.А. Беляева указывает, что «…сделав подобные выводы, такое заблуждение приводит на практике к заключению контрактов, предусматривающих условие о том, что обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) считаются исполненными только по истечении гарантийного срока…»2 . Письмом Минфина РФ от 02.07.2014 № 02-02-07/321323 дано разъяснение о возможности включения поставщиком в контракт условия о предоставлении банковской гарантии как на основное, так и на гарантийное обязательства. К примеру,Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2014 г. № 06АП-4055/14 об обязании принять банковскую гарантию и о взыскании задолженности4 . Тем не менее, с другой стороны, Минэкономразвития Письмом от 09.12.2014 г. № Д28и-27245 указывает на то, что заказчик в контракте на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд, может установить срок предоставления обеспечения обязательства поставщиком на срок, учитывая срок исполнения основного обязательства. Тогда как гарантийные сроки в сроки исполнения основного обязательства не включаются. К тому же, сам Закон № 44-ФЗ транслирует данное исключение ч.6 ст.96, в котором гарантийные обязательства не включаются в базу для расчетов величины обеспечения исполнения контракта.

Гипотетически, стоимость гарантийных обязательств и не могут быть включены в стоимость банковской гарантии, поскольку теоретически, у заказчика до исполнения контракта и не существует права требования таких гарантий, поскольку ч.7 ст.96 Закона № 44-ФЗ, предполагает по своему смыслу, что контрагент вправе после исполнения контрактных обязательств по договору поставки для государственных и муниципальных нужд требовать предоставленное ранее банковское обеспечение. В данном случае, контрагент сохраняет за собой только гарантийные обязательства, стоимостная оценка которых может быть определена только после наступления обстоятельств, включенных в гарантийные обязательства поставщика по договору. С учетом вышеизложенного, прослеживается тенденция на необходимости разделения понятий банковской гарантии и гарантийных обязательств, т.е. обязательств, вытекающих в ходе выполнения контрактных обязательств и после выполнения контракта – постконтрактные обязательства.

Таким образом, решался бы возможный конфликт интересов между поставщиком и заказчиком, поскольку задержка передачи финансовых средств чревата проблемами для представителей малого и среднего бизнеса, так как ограничивается дальнейшее участие поставщиков в других тендерах, где также необходимо предоставление обеспечительных мер – банковской гарантии. Затягивание передвижения денежных средств углубляет неравенство в участии в тендерных мероприятиях хозяйствующих субъектов, представляющих крупный, средний и малый бизнес, подчеркивая приоритет крупного. Это с одной стороны, а с другой стороны, установление сроков, которые прекращались бы раньше договорных обязательств – ограничивает интересы заказчика тем, что он не сможет в дальнейшем защищать таким способом свои интересы. К тому же, обеспечение касается только исполнения контракта, который, в свою очередь, считается исполненным в тот момент, когда осуществлена приемка товара. Лишь после этого могут возникнуть гарантийные обязательства. Иными словами, данные обязательства являются строго «постконтрактными» («постдоговорными»), на это указано и в п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора». Если исполнение по контракту заказчиком не принято, то гарантийные обязательства попросту не могут возникнуть, они являются одним из правовых последствий сдачи-приемки работ или приема-передачи товара. Обеспечение исполнения гарантийных обязательств не тождественно обеспечению исполнения контракта. Следовательно, требовать предоставления «постконтрактного обеспечения» до заключения контракта нельзя, однако вполне допустимо в тексте контракта предусмотреть обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить такое обеспечение в дальнейшем. Непредставление в будущем «гарантии на гарантию» можно расценивать как ненадлежащее исполнение условий контракта и даже предусмотреть в контракте возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по этому основанию.

Г.Г. Титова


Метки: ,


Мы очень признательны Вам за комментарии. Спасибо!

Комментарии для сайта Cackle

ПОДПИСАТЬСЯ

Ежемесячные обновления и бесплатные ресурсы.