Аннотация. В статье анализируются наиболее частые формы нарушения на выборах в Российской Федерации, предлагаются способы их правового решения. Ключевые слова: выборы, отказ в регистрации кандидатов (списка кандидатов), административный ресурс, подкуп, досрочное голосование.
Практика проведения избирательных кампаний, накопленная в России за последние десятилетия, дает все основания считать, что на выборах в Российской Федерации имеет место нарушение избирательных прав граждан, которое выражается в различных формах. Рассмотрим наиболее частые нарушения на выборах. Отказ в регистрации кандидатов, списка кандидатов. В случае незаконного отказа в регистрации кандидата это влечет не возможность участия избирательного объединения или кандидата в выборах. Восстановление нарушенного права за несколько дней до выборов ставит его в неравные условия с другими участниками.
В таком случае кандидат не сможет провести полноценную предвыборную агитацию, что в значительной степени может повлиять на итоги выборов [1, с.184]. В Конституционном суде неоднократно обсуждался вопрос о признании выборов недействительными вследствие незаконного отказа в регистрации кандидата после дня голосования. Например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 8 февраля 2008 г. № 49 – Г08 – 8 признала незаконным решение территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, поскольку выдача справки, подтверждающей принадлежность к политической партии непостоянно действующим руководящим органом партии, а региональным отделением партии, являющимся самостоятельным юридическим лицом, не свидетельствует о непредставлении документа. Отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов в ряде случаев есть мера конституционно – правовой ответственности. В зависимости от основания применения отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов может быть мерой юридической ответственности, правообеспечительной либо правовосстановительной мерой.
Нет единого взгляда на то, каким органом должна применяться такая мера; предлагается эту функцию отнести к компетенции судов, а не избирательных комиссий [5, с.27]. Юридический процесс как порядок разрешения дел государственными органами является одной из юридических гарантий конституционных прав и свобод граждан, поэтому правомерен вопрос о формализации процедуры применения отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов [4, с. 34]. Подкуп или административное давление на избирателя. В последнее время широкое распространение в избирательной практике получили технологии, препятствующие свободному волеизъявлению избирателей на выборах и основанные на применении материально – финансового воздействия на граждан Российской Федерации. В юридической литературе и избирательном законодательстве это явление получило название «подкуп избирателей».
Подкуп избирателя может осуществляться путем бесплатного или льготного распространения товаров или предоставления услуг; проведения розыгрышей и лотерей, выигрыш в которых напрямую зависит от победы кандидата. Подкуп избирателей есть одно из острых проявлений политической коррупции.
Под административным ресурсом как явлением, применяемым в избирательном процессе, можно понимать использование лицами или кандидатами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, находящимися на государственной (гражданской, военной, правоохранительной) или муниципальной службе либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности преимуществ, своего должностного или служебного положения в интересах определенных участников избирательного процесса (личных интересах) с целью достижения определенного результата на выборах, референдуме [2, с.48]. Использование административного ресурса ведёт к тому, что реальная роль населения в формировании органов государственной власти и местного самоуправления существенно снижается, и главное ставит под сомнение конституционное положение о том, что народ являться единственным источником власти в стране. Кроме того, происходит уверенное снижение доверия граждан и к выборам, и к должностным лицам, и к власти в целом. Видится необходимым законодательное определения данного понятия и внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательство. Фотографирование бюллетеня как нарушение на выборах заключается в том, что избиратель, проголосовав за нужного кандидата, фотографирует бюллетень и на выходе показывает его заинтересованному лицу. В этом случае избиратель получает материальные ценности или иные блага связанные с работой или учебой. Принуждение к досрочному голосованию.
В связи с многочисленными нарушениями при проведении досрочных выборов в 2002 г. оно было отменено на региональном уровне, а в 2010 г. на муниципальном. В 2014 году поступило обращение в Конституционный суд РФ от депутатов Владимирской области с просьбой проверить конституционность данного запрета. Постановлением Конституционного Суда в 2014 г. досрочные выборы были восстановлены. Для проведения досрочного голосования необходимы определенные условия и строго регламентированная процедура, при которой не должна нарушаться тайна голосования и давление на избирателя не допускается. Вместе с тем, чрезмерно высокая явка на досрочные выборы в избирательных компания свидетельствует о нарушении принципов досрочного голосования. Нормой считается явка в 3 – 5 % избирателей, однако явка избирателей в районах Крайнего Севера принципы досрочном голосовании превышает 15 – 17 % . Имели место случаи, когда к досрочному голосованию принуждались целые коллективы. Работников заставляют голосовать за определенную партию или кандидата, фотографировать свой выбор, иначе поступают угрозы увольнением.
Досрочное голосование является одним из серьезнейших факторов злоупотреблений и нарушений на выборах, отмена этого института входит в компетенцию местных законодателей и тенденция ухода от этой процедуры должна развиваться в регионах, считает глава Центризбиркома РФ Элла Памфилова [3]. Согласно положению Конституционного Суда РФ, само досрочное голосование не порождает нарушения, они связаны с нарушением процедуры голосования и ненадлежащей организацией. В данном случае, нужно не отменять досрочное голосование, а найти пути решение для проведения четных выборов. Отмена данного института приведет к нарушению активного избирательного права граждан.
Таким образом, процедура досрочного голосования с одной стороны должна обеспечивать баланс интересов общества, государства и отдельных граждан, а с другой – предусматривать эффективные механизмы предупреждения злоупотреблений правом на досрочное голосование. Подводя итог, отметим, что данные формы нарушений избирательного законодательства встречаются достаточно часто и приводят к искажению волеизъявления граждан. Необходимо выявлять и пресекать эти нарушение, привлекать к ответственности лиц, которые способствуют фальсификации результатов выборов или иным способом нарушают избирательные права граждан. Все эти меры должны осуществляться и законодательном уровне путем внесения соответствующих изменений и поправок в законодательство, регулирующее порядок организации и проведения выборов на территории Российской Федерации.
Список использованной литературы: 1. Боровикова И.А. Незаконное отстранение кандидата (списка кандидатов) от участия в предвыборной кампании как основание для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – №1. 2. Зырянова И.А. Основные формы коррупции в избирательном процессе // Актуальные проблемы экономики и права. – 2011. – № 4. 3. Памфилова Э.: досрочное голосование приводит к нарушениям на выборах [Электронный ресурс] // РИА новости [сайт]. [2016]. Режим доступа: http: // ria.ru / society / 20160421 / 1416660844.html 4. Сазонов П.А К вопросу об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов как меры конституционно – правовой ответственности и об особенностях такой ответственности избирательных объединений // Сибирский юридический вестник. – 2006 – №4 (35). 5. Штурнев А.Е. Особенности законодательной регламентации отдельных видов конституционно – правовой ответственности за избирательные правонарушения // Право и выборы : сб. науч. ст. Вып. 1 / под ред. проф. В. В. Игнатенко. – Иркутск, 2003. © Торопова Е.В., 2017