Проблема повышения эффективности государственных и муниципальных расходов в России возникла еще в начале 1990-х гг., когда был осуществлен переход от одного типа экономической системы к другой: от административно-командной к рыночной экономике. В этот период также происходило создание совершенно новой правовой системы для России, это в том числе коснулось и сферы государственных и муниципальных закупок.
Первые нормативные правовые акты в сфере государственных закупок появляются уже в 1992 г., в частности, это были: Закон Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 2859-1 "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" (впоследствии утратил силу); Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"; Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"; Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". В этот период эффективность использования государственных средств и борьба с коррупцией в сфере государственных закупок были настолько актуальны, что работа в этой сфере продолжалась и выявила новое направление совершенствования.
Систематизация нормативных правовых актов и желание реализовать комплексный подход в правовом регулировании в сфере государственных и муниципальных закупок привели к закреплению в нормативных правовых документах идеи создания Федеральной контрактной системы. Приведем ряд таких документов: Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 826 "О мерах по созданию Федеральной контрактной системы"; постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1992 г. N 565 "О реализации Указа Президента РФ "О мерах по формированию Федеральной контрактной системы"; Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 1994 г. N 1307 "О Порядке регулирования некоторых вопросов Федеральной контрактной системы"; постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. РФ N 941 "О мерах по совершенствованию функционирования Федеральной контрактной системы". Следует указать, что идея создания Федеральной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ни в 1990-е, ни в 2000-е годы не была реализована, однако совершенствование правового регулирования в этой сфере продолжалось. Впоследствии было приято множество нормативных правовых актов, назовем лишь наиболее значимые из них: постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1022 "О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд"; Федеральный закон РФ от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"; Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд". Принятый 5 апреля 2013 г. Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N ФЗ-44) открыл новый этап в создании единой для всех государственных и муниципальных заказчиков контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг. Вышеназванный Закон N ФЗ-44 вступил в силу с 1 января 2014 г. и установил правила регулирования государственных и муниципальных закупок, начиная с планирования и заканчивая исполнением контракта и отчетом, мониторингом, аудитом и контролем.
Матвеева Н.С.