Актуальные юридические консультации по теме: Изменения в порядке проведения государственной кадастровой оценки земель и механизма оспаривания кадастровой стоимости земельных участков

Изменения в порядке проведения государственной кадастровой оценки земель и механизма оспаривания кадастровой стоимости земельных участков

11 января 2018 6:53:34




В статье рассмотрены отдельные вопросы, связанные с изменением нормативного правового регулирования государственной кадастровой оценки земель, а также механизма оспаривания кадастровой стоимости земельных участков. Ключевые слова: земельный участок, кадастровая оценка, кадастровая стоимость земельных участков.

В главе Х Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г № 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (далее – ЗК РФ) предусмотрена кадастровая оценка земельных участков. Она определяется для следующих целей: 1) налогообложения. В соответствии со статьями 390 и 391 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017) кадастровая стоимость земельного участка напрямую определяет размер налоговой базы по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом при исчислении земельного налога. 2) предоставления земельных участков в собственность или в аренду. В статье 39.4 ЗК РФ предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов его цена не может превышать его кадастровую стоимость. В статье 39.11 ЗК РФ дается возможность определения начальной цены предмета аукциона по продаже земельного участка по рыночной или по кадастровой стоимости.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Постановлением Администрации города Челябинска от 21.12.2015 № 326-п утверждается процент от кадастровой стоимости земельных участков для определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков. 3) установления размера административного штрафа. Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) в статье 3.5 величина административного штрафа может быть кратной кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая оценка земельных участков осуществляется в соответствии со следующими базовыми нормативными правовыми актами: 1. Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об оценочной деятельности в РФ» (далее – ФЗ № 135). 2. Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» (далее – ФЗ № 237). Данный закон вступил в силу с 1 января 2017 года.

Статьей 24 ФЗ № 237 устанавливается переходный период до 1 января 2010 г. До этого времени кадастровая оценка может проводиться в соответствии с ФЗ № 135 или ФЗ № 237 по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 18.07.2017 № 377-П «О дате перехода к государственной кадастровой оценке» на территории Челябинской области кадастровая оценка будет осуществляться на основе положений ФЗ № 237 с 1 сентября 2017 г.

Одним из изменений является то, что кадастровая оценка будет осуществляться бюджетным учреждением, созданным субъектом РФ (далее – Учреждение). Распоряжением Правительства Челябинской области от 20.07.2017 № 441-рп предусмотрено создание ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области». Решение о проведении кадастровой оценки будет приниматься органом государственной власти субъекта (Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области). Статьей 19 ФЗ № 237 предусмотрена возможность проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Итогом определения кадастровой стоимости является отчет.

В рамках процедуры оценки территориальный орган Росреестра размещает информацию в фонде данных государственной кадастровой оценки для представления замечаний, которые могут быть представлены любыми заинтересованными лицами. Содержание замечания должно отвечать требованиям в соответствии с п. 16 статьи 14 ФЗ № 237. Результаты оценки подлежат утверждению уполномоченным органом власти субъекта РФ.

Сведения направляются в территориальный орган Росреестра для внесения в ЕГРН и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки. Новым ФЗ № 237 также были внесены изменения в механизм оспаривания результатов кадастровой оценки. В отличие от ФЗ № 135 разграничивается порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (статья 21 ФЗ № 237) и рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 22 ФЗ № 237). Единственным основанием для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии или в суде является установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Тем не менее обращение в комиссию можно рассматривать как более выгодное с точки зрения материальных и временных затрат. ФЗ № 237 сохранил положение об отсутствии необходимости экспертизы в СРО отчета об определении рыночной стоимости. Благодаря этому существенно снизились издержки заинтересованного лица. Оспаривание кадастровой стоимости регулируется также Кодексом административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21- ФЗ (ред. от 29.07.2017) (далее – КАС РФ). Как отмечают О.А. Ковалева и Е.Д. Кустова, в административном исковом заявлении должны быть четко сформулированы требования, которые своим предметом имеют изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости на его рыночную стоимость.

При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются 1. Статьей 246 КАС РФ было предусмотрено представление положительного экспертного заключения СРО. Определением от 9 марта 2017 года № 592-О Конституционный Суд выявил смысл положений пункта 5 части 2 статьи 246 КАС РФ и части шестнадцатой статьи 24.18 ФЗ № 135. Конституционный Суд указал, что правовое регулирование рассмотрения споров о кадастровой стоимости предполагает, что в период действия абзаца 6 части 16 статьи 24.18 ФЗ № 135 не требовалось представления физическими лицами, не воспользовавшимися процедурой досудебного урегулирования такого спора, положительного экспертного заключения на отчет об оценке рыночной стоимости.

С момента же утраты указанной нормой юридической силы более не требуется представления в суд такого экспертного заключения и иными субъектами оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (если только ранее указанного момента они не воспользовались административной процедурой ее оспаривания) 3. Необходимо учитывать, что судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов 2.

Библиографический список

1. Ковалева, О.А. Определение или изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном и внесудебном порядке / О.А. Ковалева, Е.Д. Кустова // Нотариус. – 2017. – № 2. – С. 34–37. – СПС «КонсультантПлюс».

2. Менкенов, А.В. Государственная кадастровая оценка земельных участков: правовые проблемы / А.В. Менкенов // Правовые вопросы недвижимости. – 2017. – № 1. – С. 22–25. – СПС «КонсультантПлюс».

3. Решение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2017 года» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. – № 5. – 2017 (извлечение). – СПС «КонсультантПлюс».

К.С. Муртазина


Метки:

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Cпециальные предложения, юридическая практика

Более 500 ответов на Ваши вопросы в месяц. Обращайтесь, будем рады!

Популярные темы

Thumbnail Image 1

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Планы закупок, цена контракта, оценка заявок, обоснование закупок

44-ФЗ

Thumbnail Image 1

Завещание и наследники

Услуги опытного юриста по завещаниям. Онлайн консультации бесплатно!

Завещание


Cоциальные льготы

Cоциальные льготы

Интересует вопрос о льготах? Спросите у юриста!


Льготы


Военные пенсионеры
Инвалиды
Ветераны

ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Нормативные акты, сведения о реформах в области ЖКХ


ЖКХ


Квартплата

Вопросы онлайн